Постановление Губернатора ЯНАО от 25.12.2013 N 203-ПГ "Об утверждении Инвестиционной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года"



ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. № 203-ПГ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

В целях определения приоритетных направлений, механизмов и инструментов государственной инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Степанова В.В.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН





Утверждена
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 декабря 2013 года № 203-ПГ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

Введение

Основное направление деятельности Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа - это обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения. Решение этой стратегически важной задачи сопряжено со структурной перестройкой экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и требует мобилизации значительных инвестиционных ресурсов в условиях благоприятного инвестиционного климата.
Настоящая Инвестиционная стратегия определяет систему стратегических целей и задач органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности, что необходимо для создания условий по привлечению инвестиций, в первую очередь, в приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Инвестиционная стратегия раскрывает совокупность правовых актов, правил, целей, задач, определяющих процесс привлечения и механизмы реализации инвестиционных ресурсов, направленных на активизацию инвестиционных процессов для решения задач, существенно улучшающих инвестиционный климат на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Проблемы экономического развития России в ближайшие десятилетия будут определяться ее способностью к привлечению инвестиционных ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов (таких как свободные мощности, "мягкие" ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура) выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков.
Решение этих проблем требует выработки новых принципов в осуществлении государственной инвестиционной политики, адекватных задаче обеспечения объема инвестиций не менее чем 25% внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27% - к 2018 году.
Основные конкурентные преимущества Ямало-Ненецкого автономного округа потенциально могут способствовать привлечению инвестиций и повышению уровня развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Для решения данных задач требуется согласованность действий органов законодательной и исполнительной властей, инвесторов и предпринимателей для создания в Ямало-Ненецком автономном округе благоприятного инвестиционного климата, который является главным стимулом развития промышленности и предпринимательства, что обеспечивает рост товарооборота и финансовых средств, поступающих в бюджет в виде налоговых платежей.
Основной целью, объединяющей взаимосогласованные усилия по инвестиционному маркетингу Ямало-Ненецкого автономного округа, его экономической среды и созданию благоприятного инвестиционного климата, должно стать придание территории специфических черт, выделяющих ее из круга других конкурирующих с ней территорий. Эти особенности должны обеспечить привлекательность территории для прямого инвестирования.
Решение перечисленных проблем создаст финансово-экономические предпосылки, сконцентрирует трудовые, финансовые и материальные ресурсы для реализации инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

I. Анализ и оценка экономического потенциала
и инвестиционного климата Ямало-Ненецкого автономного округа

Геополитический потенциал

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, в центре Крайнего Севера России и занимает обширную площадь в 769 тыс. кв. км. Более половины Ямало-Ненецкого автономного округа расположено за Полярным кругом, небольшая часть его территории находится на восточном склоне Уральского хребта. Северная граница Ямало-Ненецкого автономного округа пролегает по берегу Карского моря и имеет протяженность 5100 км. На западе Ямало-Ненецкий автономный округ граничит с Архангельской областью и Республикой Коми, на юге - с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, на востоке - с Красноярским краем.
Арктика - та географическая область, которая сообразна Ямало-Ненецкому автономному округу и по масштабу и по специфике проблем, в решении которых он может участвовать. Необходимо отметить, что сейчас арктический регион является геополитическим пространством с растущим мировым значением. И уже существует целый ряд политических, научных и общественных организаций, ориентированных на обслуживание его интересов. Таким образом, Ямало-Ненецкому автономному округу необходимо будет действовать в плотном конкурентном окружении и четко определять свою нишу в арктическом пространстве.
Грамотное управление процессами устойчивого развития, гарантирующего стабильную привлекательность территории для жизни и инвестиций, создаст благоприятные условия для превращения региона в стратегический форпост Российской Федерации в Арктике.
Формирование инновационного лидерства Ямало-Ненецкого автономного округа в арктическом регионе является неотъемлемой частью инвестиционной политики, так как статус региона-лидера позволит качественно улучшить перспективы его экономического развития за счет открытия новых рынков, участия в новых сферах экономической активности и в целом более эффективного продвижения продукции. Кроме того, эффективное использование бренда региона позволит увеличить уровень добавленной стоимости в производимой в регионе продукции.
Через Арктику также проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании маршрута Роттердам - Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11205 морских миль, при использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль или на 34%. Анализ потенциальных грузопотоков в акватории Северного морского пути показывает, что основными грузообразующими отраслями для морского транспорта являются и будут являться топливно-энергетический комплекс, металлургическая, химическая промышленности, а также потенциальные грузы мировой торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и в области освоения Арктических месторождений.
Строительство морского порта в районе бывшего поселка Сабетта Ямальского района будет способствовать возрождению Северного морского пути. При этом порт будет предназначен не только для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути, но и может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте товаров, что окажет положительное влияние на экономику Ямало-Ненецкого автономного округа.

Природный потенциал

Минерально-сырьевая база.
Уникальные месторождения углеводородов исторически закрепили за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского газа или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской.
Недра Полярного Урала, занимающего западную часть Ямало-Ненецкого автономного округа, являются явным ресурсом, который позволит нарастить минерально-сырьевой потенциал региона и в перспективе радикально улучшит сырьевую базу промышленности Урала и всей страны, но для их промышленного освоения необходима дополнительная доразведка.

Флора и фауна.
Флора представлена разнообразными растениями сразу нескольких растительных зон: тундры, лесотундры, тайги, горных склонов. В составе фауны находятся такие животные, как белый песец, дикий северный олень, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка и ряд мышевидных. На островах и побережье Карского моря встречается белый медведь. В прибрежных водах моря из китовидных водится белуха, а из ластоногих - нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, морж. Многие озера Ямало-Ненецкого автономного округа богаты рыбой. В пределах Ямало-Ненецкого автономного округа ихтиофауна представлена в реках и озерах 48 видами, из которых 30 являются промысловыми. В водоемах Ямало-Ненецкого автономного округа обитает 7 видов сиговых рыб.
Основные представители этого рода - омуль, муксун, чир, сиг, пыжьян, пелядь, ряпушка, тугун - составляют около 50% их вылова в Российской Федерации или 1/3 мировой добычи сиговых пород.
Ямало-Ненецкий автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире - на 01 января 2011 года его поголовье достигло 660 тыс. голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Водные ресурсы.
Водные ресурсы Ямало-Ненецкого автономного округа включают в себя побережье Карского моря, многочисленные заливы и губы, реки, озера, болота и подземные воды. Обская губа - залив Карского моря является одним из крупнейших морских заливов российской Арктики, его площадь составляет 44 кв. км. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа расположено около 300 тыс. озер и 48 тыс. рек, самыми крупными из которых являются Обь в ее устье, реки Надым, Таз и Пур. Основная водная артерия округа - р. Обь. Подземные воды характеризуются огромным артезианским бассейном площадью 3 млн. кв. км, включающим в себя запасы термальных вод.

Лесные ресурсы.
Территория Ямало-Ненецкого автономного округа обладает значительными ресурсами деловой древесины, но становление деревообрабатывающей отрасли сопряжено с высокими расходами уже на стадии заготовки древесины. Вовлечение этого ресурса в хозяйственный оборот требует разработки комплексного проекта, учитывающего выбор оптимальных технологий заготовки и переработки, а также логистику и сбыт готовой продукции.

Производственный потенциал

Топливно-энергетический комплекс.
По объему промышленного производства на душу населения Ямало-Ненецкий автономный округ занимает второе место в Уральском федеральном округе и третье место в Российской Федерации.
Основу промышленного производства составляет добыча углеводородного сырья - газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного производства региона.
В дальнейшем устойчивые темпы развития региональной экономики будут обеспечены, прежде всего, за счет реализации крупнейших инвестиционных проектов в данной сфере.
Общий инвестиционный потенциал проектов, реализуемых в топливно-энергетическом комплексе на территории Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, оценивается почти в 8,0 трлн. руб. При этом реализация крупномасштабных инвестиционных проектов позволит создать несколько десятков тысяч рабочих мест.

Агропромышленный комплекс.
Сельское хозяйство Ямало-Ненецкого автономного округа в силу естественно-климатических условий ориентировано в первую очередь на традиционные отрасли - оленеводство, звероводство, рыболовство, охотпромысел, промыслы, которые являются основной формой хозяйственной деятельности значительной части коренного населения, источником сохранения традиционного образа жизни, культуры, этнических и экологических традиций коренных малочисленных народов Севера.
Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом. Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки, для чего потребуется решить проблему сохранения водных биоресурсов, наладить воспроизводство сиговых пород, озерное и искусственное рыборазведение, ликвидировать браконьерство, достигшее промышленных масштабов.
Большим потенциалом обладает дальнейшая интенсификация переработки оленя в части обработки и консервации эндокринно-ферментного, пантового сырья и крови оленя с дальнейшим выходом на производство фармацевтических препаратов.
Еще одним резервным биологическим ресурсом являются дикоросы. Перспективность создания производства на основе дикорастущих лечебных трав и ягод, обильно произрастающих вблизи многих населенных пунктов, требует организации соответствующей инфраструктуры (сбора, хранения, сбыта) и применения высоких технологий.

Лесопромышленный комплекс.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет запас древесины на корню порядка 1,17 млрд. куб. м по состоянию на 2010 год (14% от общего запаса Уральского федерального округа), из которых допустимо изымать до 7 млн. кубометров ежегодно. Более 90% объема лесных ресурсов приходится на древостои хвойных пород (лиственница, ель, сосна), остальное приходится на мягколиственные породы (береза, осина и т.п.), при этом более половины древостоя относится к категории спелого и перестойного. Климатические и почвенные условия Ямало-Ненецкого автономного округа пригодны для восстановления лесных насаждений; на местах вырубленных хвойных лесов естественное замещение происходит также хвойными породами.
Однако ценный породный состав лесных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа нивелируется сравнительно низким выходом деловой древесины и малой полнотой древостоя. Запас древесины на гектар лесного фонда в Ямало-Ненецком автономном округе более чем в 2,2 раза меньше, чем в республике Коми, и в 1,8 раз меньше, чем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Леса 3-го бонитета и выше практически отсутствуют, в то время как на леса 5-го и более низких бонитетов приходится более 80% площади спелых и перестойных древостоев. Преобладающая полнота древостоя - 0,3 - 0,5 (совокупно более 75% площади лесного фонда).
Тем не менее, целесообразно продолжать заготовку древесины для внутренних потребностей региона. Наиболее перспективным для заготовки леса является юго-восток Красноселькупского района. На настоящий момент заготовленный лес преимущественно используется для удовлетворения потребностей Ямало-Ненецкого автономного округа в дровах.

Электроэнергетика.
Энергосистема Ямало-Ненецкого автономного округа разбита на две зоны с различными типами организации энергоснабжения - централизованным и децентрализованным. Сети централизованного энергоснабжения соединяются с ОЭС Урала через территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. При этом потребители Ямало-Ненецкого автономного округа, находящиеся в зоне централизованного энергоснабжения, испытывают острый дефицит электрогенерирующих мощностей. Например, коэффициент использования установленной мощности Ноябрьской ПГЭ составляет 98%, что говорит о перегруженности электростанции. В связи с дефицитом мощностей в регионе наблюдается повышенная нагрузка на магистральные электросети, обеспечивающие большой объем перетока электроэнергии из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что делает энергосистему Ямало-Ненецкого автономного округа уязвимой в случае нарушения работоспособности передающих сетей.
Существенно снизить расходы на энергоснабжение населенных пунктов с изолированным электроснабжением можно за счет расширения использования местных энергоресурсов. Наиболее перспективным направлением развития альтернативной энергетики в Ямало-Ненецком автономном округе на данный момент является ветроэнергетика. Высокие тарифы в изолированных энергосистемах в Ямало-Ненецком автономном округе сочетаются с высоким ветропотенциалом региона (одним из самых высоких в России). Во многих северных районах Ямало-Ненецкого автономного округа средняя скорость ветра превышает 7 м/с, что существенно выше минимальных требований для промышленного применения ветроэнергетических установок (далее - ВЭУ). При этом существуют промышленно производимые ВЭУ, способные работать в суровом климате Ямало-Ненецкого автономного округа.

Туризм.
Ямал является одним из новых и перспективных российских регионов для развития активного и приключенческого туризма. Богатый природный рекреационный потенциал и уникальное культурно-историческое наследие, сохранившийся в первозданном виде традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, богатые рыболовные и охотничьи угодья создают предпосылки для развития туризма на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Однако богатый потенциал территории используется явно не достаточно. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодно с целью туризма прибывает от 3 до 5 тыс. туристов, менее 10% (200 - 300 человек в год) из которых пользуются услугами туристских операторов. Остальная же часть туристов представляют собой неорганизованный туристский поток, никак не учитываемый в региональной статистике.

Переработка углеводородов.
Наличие в Ямало-Ненецком автономном округе уникальной ресурсной базы - крупных запасов газа, новых месторождений химически богатого сырья (жирного газа, газового конденсата) на полуострове Ямал и шельфе Карского моря определяет перспективность организации в регионе соответствующих нефтегазоперерабатывающих и нефтегазохимических мощностей.
Имеющиеся запасы попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) и низконапорного газа (далее - ННГ) также представляют собой ценнейшую базу для нефте- и газохимии. В данном случае энергетическая эффективность может стать решающим фактором в пользу организации строительства в сложных природных и климатических условиях перерабатывающих мощностей разного масштаба (от малотоннажных до крупнотоннажных).
Наличие гигантских остаточных запасов ННГ ряда месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа (Уренгойское, Медвежье, Ямбургское и др.) делает необходимым изучение возможностей и разработку комплекса мер по рациональному использованию освобождающихся при падении добычи газа газотранспортных систем, в частности, для транспортировки ННГ, ПНГ и природного жирного газа от месторождений (Надым - Пур - Тазовский район) до газохимического центра их переработки.
Наибольший потенциал развития нефтегазового сектора Ямало-Ненецкого автономного округа кроется в диверсификации и углублении переработки нефти, газа, газоконденсата и побочных продуктов их добычи, а также в освоении выпуска нефте- и газохимической продукции.

Трудовой потенциал

Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту населения Ямало-Ненецкого автономного округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув к 01 июля 2011 года 530,2 тыс. человек (0,38% населения России).
Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей более молодой возрастной структуры. Средний возраст жителей 33 года в последние годы ослабляет тенденцию к "старению" населения. Несмотря на то, что суровые условия Севера малопригодны для жизни пенсионеров, доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году. В то же время доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 26% в 2000 году до 20,9% в 2009 году.
Из 36 тыс. человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни. Оставшаяся часть, как правило, проживает в сельских населенных пунктах и испытывает серьезные проблемы с трудоустройством.
Расселение населения в Ямало-Ненецком автономном округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест - мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике Ямало-Ненецкого автономного округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по Ямало-Ненецкому автономному округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более чем в два раза.
Наряду с общим дефицитом трудовых ресурсов, регион испытывает недостаток квалифицированных специалистов. Особенно ощутима нехватка профессионалов высокого класса в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, сферах торговой деятельности, общественного питания, связи и транспорта, а также социальной сфере.

Финансовый потенциал

Отличительной особенностью финансового сектора Ямало-Ненецкого автономного округа является отсутствие региональных кредитных организаций.
Банковский сектор Ямало-Ненецкого автономного округа представлен 19 филиалами кредитных учреждений, головные организации которых находятся в других регионах, преимущественно в г. Москве, Свердловской и Тюменской областях. На данный момент Ямало-Ненецкий автономный округ не имеет зарегистрированных на своей территории лицензированных кредитных организаций.
Количество внутренних структурных подразделений действующих кредитных организаций (филиалов) - 196, в том числе дополнительные офисы - 115, операционные кассы вне кассового узла - 27, кредитно-кассовые офисы - 7, операционные офисы - 47.
Аналогичная ситуация наблюдается в страховом секторе, в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и функционирования инвестиционных фондов.
Одной из основных существующих проблем в экономике большинства субъектов Российской Федерации остается проблема отсутствия возможности получения так называемых "длинных" кредитов, в связи с чем значительным потенциалом для региональных предприятий являются возможности рынка ценных бумаг, в особенности сфера корпоративных облигационных займов, публичного привлечения международных ресурсов, которые позволят реализовать серьезные финансовые программы, осуществить крупномасштабные операции на фондовом рынке и с высокой эффективностью решать самые смелые инвестиционные задачи с использованием IPO на рынке международных заимствований.
В настоящее время эмиссия ценных бумаг чаще всего носит номинальный характер и осуществляется в связи с переоценкой основных фондов. Дополнительного крупномасштабного привлечения капитала в этом случае не происходит.
Другим перспективным рынком для привлечения инвестиционных ресурсов в экономику Ямало-Ненецкого автономного округа представляются свободные денежные средства населения. Объемы сбережений и накоплений граждан в различных видах активов позволяют говорить о том, что население Ямало-Ненецкого автономного округа при определенных условиях может стать одним из основных поставщиков капитала на рынок инвестиций. Средняя заработная плата на Ямале на протяжении многих лет остается одной из самых высоких в России и при падающей доходности банковских депозитов, валютных сбережений многие жители Ямало-Ненецкого автономного округа все активнее вкладывают денежные средства именно на фондовый рынок.

Инвестиционный климат

Индикаторами инвестиционной привлекательности региона являются объем и темп роста инвестиций в основной капитал. Начиная с 2000 года и по настоящее время, несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса, общая динамика изменения объема капиталовложений (тренд) показывает устойчивый рост объема инвестиций в основной капитал.
По версии международного рейтингового агентства Standard&Poor's Ямало-Ненецкий автономный округ входит в пятерку регионов с наивысшим кредитным рейтингом.
Долгосрочный кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа по международной шкале - по обязательствам в иностранной валюте "BBB-", прогноз "негативный", по национальной шкале "ruAAA". Данный рейтинг относится в категории, которую участники рынка обозначают как "инвестиционную".
Экономический потенциал Ямало-Ненецкого автономного округа значителен, однако анализируя возможность привлечения инвестиций в различные проекты на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, необходимо понимать основные факторы, формирующие профиль экономики региона и определяющие его инвестиционный потенциал.

SWOT-анализ инвестиционной привлекательности
Ямало-Ненецкого автономного округа

Конкурентные преимущества (сильные стороны)
Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны)
1. Высокая платежеспособность внутреннего спроса.
2. Высокая бюджетная обеспеченность, определяющая возможность активного участия региона в инвестиционных процессах.
3. Высокое качество человеческого капитала.
4. Формирование лидерства Ямало-Ненецкого автономного округа в арктическом регионе.
5. Наличие развитой законодательной базы, направленной на поддержку инвестиционной деятельности в отраслях, не связанных с добычей углеводородного сырья.
6. Стабильная политическая обстановка, низкий уровень социальной конфликтности населения.
7. Уникальность культуры коренных малочисленных народов Севера, сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов на Ямале
1. Слабо развитая транспортная инфраструктура.
2. Высокая стоимость электроэнергии.
3. Высокий уровень государственного участия в экономике, неразвитая конкурентная среда.
4. Моноотраслевая структура экономики
Возможности внешней среды
Угрозы внешней среды
1. Уникальные природные богатства.
2. Географическое расположение, близость к Северному морскому пути.
3. Модернизация транспортной системы Российской Федерации.
4. Привлечение федерального финансирования в рамках возрождения Северного морского пути
1. Транспортная удаленность от крупных центров производства и рынков сбыта.
2. Снижение мировых цен на углеводородное сырье.
3. Повышение конкурентоспособности альтернативных источников энергии.
4. Неопределенность, связанная с институциональным статусом Ямало-Ненецкого автономного округа как части другого региона - Тюменской области

Такое сочетание плюсов и минусов, негативных факторов и преимуществ определяет принципиальную возможность успешности трех основных типов инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Первый тип - это проекты, реализация которых ориентирована на удовлетворение той части внутреннего спроса региона, которая не может быть закрыта за счет товаров, привозимых извне. К таким товарам, например, относятся свежие овощи, охлажденное мясо, хлебобулочные изделия. Несмотря на более высокую по сравнению с другими регионами себестоимость производства таких товаров в Ямало-Ненецком автономном округе, привозные товары не являются их стопроцентным заменителем, поэтому даже будучи дороже, товары местного производства найдут своего покупателя.
К этому же типу можно отнести проекты, нацеленные на создание услуг. В силу своей природы услуги производятся, как правило, на месте потребления и поэтому не могут быть произведены в другом регионе и доставлены в Ямало-Ненецкий автономный округ. Это касается как услуг для населения (например, в области образования, здравоохранения, транспорта и связи, развлечений, общественного питания, бытовых услуг, строительства и ремонта), так и бизнес-услуг - оба сегмента в Ямало-Ненецком автономном округе обладают достаточно высоким потенциалом развития. Также сохраняется высоким потенциал строительства в Ямало-Ненецком автономном округе: жилищный фонд изношен и требует замены и расширения, развитие экономики (как в добывающем, так и в прочих секторах) также сопряжено с масштабным строительством.
Второй тип - проекты, реализация которых нацелена на производство тех товаров для внутреннего потребления в регионе, для которых характерна высокая доля транспортной составляющей в себестоимости. Для таких товаров может быть экономически эффективнее производить их на месте (может и с несколько более высокими издержками), чем везти издалека - экономия на доставке может перевешивать более дорогое производство. Например, ряд тяжелых строительных материалов (песок, щебень, облицовочный камень, цемент и т.д.) может быть целесообразно производить в Ямало-Ненецком автономном округе, а не завозить, как это делается сейчас. Но по каждому такому проекту необходимо производить скрупулезные технико-экономические расчеты для принятия взвешенного решения о начале реализации.
Третий тип - проекты, нацеленные на внешний рынок, российский и мировой. В силу объективных особенностей региона для большинства видов производств в нем характерны более высокие издержки, чем в регионах центральной России, Урала, юга России. Поэтому любой инвестиционный проект в Ямало-Ненецком автономном округе, нацеленный на внешний рынок, должен опираться на некие уникальные конкурентные преимущества региона, за счет которых производимая продукция или услуги будут востребованы потребителями. Таким конкурентным преимуществом может стать яркий и узнаваемый бренд Ямала, под которым может производиться и продаваться, например, продукция оленеводства, рыбопереработки, фармацевтические препараты и т.д., ориентированные на высокий потребительский сегмент.

II. Цели и задачи инвестиционной политики
Ямало-Ненецкого автономного округа

Инвестиционная политика Ямало-Ненецкого автономного округа опирается на четкое понимание основных целей развития региона, закрепленных в Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, - обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.
Целью Инвестиционной стратегии является обеспечение увеличения объемов и темпа роста инвестиций в экономику Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе в отраслях, не связанных с добычей углеводородного сырья.
Для достижения поставленной цели усилия Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа будут направлены на решение следующих задач:
- повышение инвестиционной привлекательности Ямало-Ненецкого автономного округа;
- формирование благоприятной основы для развития конкуренции в Ямало-Ненецком автономном округе;
- диверсификация экономики Ямало-Ненецкого автономного округа;
- формирование инновационного лидерства Ямало-Ненецкого автономного округа в Арктическом регионе;
- модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы.
Показатели эффективности реализации Инвестиционной стратегии приведены в приложении № 1.

III. Основные приоритеты инвестиционной политики
Ямало-Ненецкого автономного округа

3.1. Долгосрочные перспективы развития экономики и приоритеты инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках общероссийской системы разделения труда связаны с добычей углеводородного сырья.
Крупнейшие инвестиционные проекты в этой области объединены в программу комплексного освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, предусматривающую в том числе мероприятия по освоению месторождений суши полуострова Ямал путем создания трех промышленных зон.
Первая группа (Бованенковская) включает три базовых месторождения (Бованенковское, Харасавэйское, Крузенштернское), валовая добыча газа по которым оценивается в 217 млрд. м3/год.
Вторая группа (Тамбейская) включает шесть месторождений (Южно-Тамбейское, Северо-Тамбейское, Западно-Тамбейское, Тасийское, Малыгинское, Сядорское) и в совокупности может ежегодно обеспечить производство около 65 млрд. м3 газа. При этом разработка Южно-Тамбейского месторождения планируется с учетом перспективного развития сектора сжижения природного газа и в поставке углеводородов в единую систему газоснабжения не учитывается.
Третья группа (Южная) включает девять месторождений (Ново-Портовское, Нурминское, Мало-Ямальское, Ростовцевское, Арктическое, Средне-Ямальское, Хамбатейское, Нейтинское, Каменномысское) и рассматривается как первоочередной объект для добычи нефти с максимальным годовым уровнем добычи в 7 млн. тонн. Возможности Южной группы по газу не превышают 30 млрд. м3/год.
Более отдаленные планы по освоению ресурсов полуострова Ямал связаны с шельфом Карского моря (после 2025 года), где только на двух месторождениях - Ленинградском и Русановском - находятся запасы около 2,0 трлн. м3 голубого топлива, и акваториями Обской и Тазовской губ.
Перспективным направлением для экономики Ямало-Ненецкого автономного округа останется нефтедобыча, увеличить объемы которой предполагается на Комсомольском, Северо-Комсомольском, Барсуковском, Харампурском, Тарасовском, Северо-Губкинском и Восточно-Таркосалинском месторождениях. Добыча нефти на месторождениях Северо-Уренгойское, Ен-Яхинское, Песцовое, Заполярное и Тазовское выйдет на пиковый уровень в объеме 3 млн. тонн между 2015 - 2018 годами. Уровень добычи на Новопортовском месторождении полуострова Ямал к 2020 году достигнет 6 млн. тонн. Кроме того, предполагается ввод в разработку уникального по извлекаемым запасам нефти Русского месторождения и новых месторождений, расположенных в Тазовском районе.
Стимулом к началу освоения нефтяных месторождений послужит строительство и ввод в эксплуатацию новых нефтепроводов. Один из них Пурпе - Самотлор играет стратегическую роль для транспортировки нефти с западного направления в нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан. До 2016 года планируется строительство нефтепровода Заполярье - Пурпе, который обеспечит перекачку ямальской нефти в транспортную систему магистральных нефтепроводов к 2020 году в объеме до 45 млн. тонн в год. В перспективе трубопроводы Пурпе - Самотлор и Заполярье - Пурпе станут единой системой с общей пропускной способностью в 45 млн. тонн в год.
Существенным резервом добычи нефти и газового конденсата является ачимовская толща Уренгойского региона. Промышленное освоение выявленных здесь залежей, сопоставимых с крупнейшими месторождениями России, начнется с вводом в эксплуатацию новых мощностей по транспортировке углеводородов.
Развитие инфраструктуры транспортной системы углеводородов позволит региону в долговременном периоде выступать транзитером углеводородов с севера Красноярского края.
Помимо этого, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа будет реализовано множество менее крупных инвестиционных проектов в сфере топливно-энергетического комплекса.
3.2. При безусловном исполнении своей миссии Ямало-Ненецкий автономный округ обладает значительным потенциалом для развития новых направлений экономической специализации. Диверсификация и модернизация экономики Ямало-Ненецкого автономного округа может быть обеспечена как посредством дальнейшего развития традиционных отраслей, так и развитием новых сфер экономической деятельности, основными из которых являются:
3.2.1. Организация средних и малых производств на основе продукции Новоуренгойского газохимического комбината.
Новоуренгойский газохимический комплекс рассматривается в регионе как ядро будущего регионального газохимического центра, на базе которого может успешно сформироваться пояс малых и средних инновационных предприятий, направленных на производство конечной продукции более высоких переделов. Мощность предприятия по переработке сырья должна составить более 800 тыс. тонн в год, при этом на заводе ежегодно планируется производить до 400 тыс. тонн полиэтилена с возможностью увеличения до 1,2 млн. тонн.
3.2.2. Реализация программ утилизации и переработки ПНГ и ННГ, а также расширения и модернизации газотранспортной инфраструктуры.
Самым перспективным в настоящее время в этой области является проект строительства в г. Надыме завода по переработке ННГ в синтетические жидкие топлива мощностью 6 млн. тонн готовой продукции. Строительство завода позволит обеспечить процесс добычи газа на месторождениях, запасы которых делают экономически нецелесообразным его транспортировку по сети.
3.2.3. Формирование нового российского центра по производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Он расположен в районе упраздненного поселка Сабетта Ямальского района, находящегося на восточном побережье полуострова Ямал. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию первой очереди завода - 2016 год. Для этого потребуется строительство до 20 танкеров ледокольного класса вместимостью 140 - 160 тыс. м3, круглогодичное использование которых должны обеспечить четыре ледокола.
3.2.4. Развитие альтернативной энергетики в децентрализованном секторе энергоснабжения на базе ветродизельных установок средней мощности. Их применение актуально в малых населенных пунктах децентрализованного сектора энергоснабжения, что приведет не только к сокращению потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и снижению экологической нагрузки, но и экономии средств на завозе топлива.
В перспективе предусматривается строительство ветроэлектростанций в 11 сельских населенных пунктах.
3.2.5. Организация на основе факторий и убойных комплексов сети заготовительных пунктов, в том числе с участием организаций потребительской кооперации, оснащенных современным морозильным оборудованием. В крупных населенных пунктах предполагается разместить предприятия по консервации пантов.
Планируется ввод в строй линий по обработке и консервации эндокринно-ферментного, пантового сырья и крови оленя.
Дальнейшее развитие получит производство по переработке продукции сельского хозяйства (глубокая переработка оленей, рыбы, дикоросов). Уже строятся пять убойно-холодильных комплексов в Тазовском, Надымском, Приуральском и Ямальском районах.
Кроме того, предполагается расширить использование системы изгородного содержания оленей, которая представляет собой сочетание полууправляемого выпаса оленьих стад внутри изгороди с обязательной подкормкой. При организации правильного выпаса большого стада в изгороди появится возможность качественного проведения ветеринарно-зоотехнических мероприятий, будут достигнуты рациональная эксплуатация огороженных пастбищ, хорошая упитанность животных и резкое сокращение потерь. Изгородное содержание изменит технологический процесс, значительно улучшит условия труда и быта оленеводов.
3.2.6. Организация заводов по искусственному разведению сиговых пород рыб. Соответствующие объекты будут возведены в пос. Харп и с. Самбург.
3.2.7. Организация бройлерных птицефабрик в районах с круглогодичным железнодорожным сообщением, строительство кролиководческих ферм и тепличных хозяйств на базе систем утилизации тепла, производимого электростанциями и компрессорными станциями по перекачке природного газа.
3.2.8. Создание международного туристско-рекреационного центра (хаба) полярного туризма, который сможет удовлетворить спрос самых требовательных туристов благодаря щедрому разнообразию тематических маршрутов. Им будут предложены культурно-познавательные, экстремальные, приключенческие, этнографические, оздоровительные, охотничьи, рыболовные и спортивные туры.
Развитие въездного туризма позволит обеспечить рабочими местами представителей коренных малочисленных народов Севера.
3.2.9. Внедрение новых технологий, расширение глубокой переработки древесины, производство продукции деревообработки - оконных и дверных блоков, клееной продукции, организация промышленного производства деревянных каркасно-панельных домов и топливных брикетов. Производство строительных материалов позволит изготавливать блочно-модульные дома для застройки населенных пунктов сельской зоны.
К 2020 году планируется довести объемы переработки древесины до 1 млн. м3 в год. При этом в обязательном порядке будут осуществляться мероприятия по плановому воспроизводству лесов.
3.3. Значительный импульс росту экономики Ямало-Ненецкого автономного округа придаст развитие транспортной инфраструктуры.
От наличия наземной транспортной сети зависит успешная реализация многих перспективных проектов в регионе. Два опорных района, сформировавшихся параллельно освоению месторождений в 1970 - 1990 годы - западный и восточный, в Ямало-Ненецком автономном округе до сих пор не связаны между собой. Основу первого составляет связка Салехард - Лабытнангский промышленно-транспортный узел, где грузы перемещаются с водного транспорта на железнодорожный и обратно. Второй район - восточный, завязан на участок Новый Уренгой - Тюмень и средние по размерам реки Надым, Пур и Таз. Здесь дорожная инфраструктура более развита, чем на западе Ямало-Ненецкого автономного округа, с выходом к автомагистралям страны.
Для полноценного решения стратегических задач территории важно установить сухопутное соединение двух районов при помощи железных и автомобильных дорог.
До 2020 года намечается строительство следующих объектов:
автомобильная дорога Сургут - Салехард, участок Надым - Салехард;
автомобильная дорога Надым - Советский, участок Надым - граница Ямало-Ненецкого автономного округа - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (с реконструкцией существующего участка);
автомобильная дорога Лабытнанги - Яр-Сале.
Расширение железнодорожной сети произойдет до 2020 года благодаря строительству и вводу в эксплуатацию железнодорожной линии Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево и открытию железнодорожного сообщения между с. Новый Порт и дер. Лаборовая.
3.4. Решение поставленных задач и реализация приоритетных инвестиционных проектов невозможно без дальнейшего развития энергетики.
Энергетическая система Ямало-Ненецкого автономного округа к 2020 году должна полностью удовлетворять потребности народно-хозяйственного комплекса региона.
Как и в настоящее время, она будет представлена централизованной и децентрализованной зонами электроснабжения.
Зона централизованного электроснабжения получит новые энергетические мощности благодаря строительству:
Тарко-Салинской теплоэлектростанции мощностью 600 - 660 мегаватт;
Ноябрьской ПГЭ (расширение) на мощность 110 мегаватт;
газотурбинной электростанции "Полярная" в г. Салехарде мощностью 268 мегаватт (с возможностью дальнейшего расширения до 500 мегаватт).
В период между 2013 и 2020 годами планируется расширение зоны централизованного электроснабжения за счет ВЛ-220 кВт "Надым - Салехард", к которой будут присоединены сети г. Салехарда, г. Лабытнанги, ст. Обской, пос. Харп, с. Аксарка и с. Харсаим.
3.5. Важным приоритетом инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа является привлечение частных инвестиций в строительство объектов общественной инфраструктуры. Одним из действенных механизмов привлечения инвестиций в данный сектор экономики станет участие Ямало-Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства.

IV. Основные мероприятия по реализации
Инвестиционной стратегии

Достижение целей и выполнение задач, поставленных Инвестиционной стратегией, будет осуществляться за счет реализации мероприятий государственных программ Ямало-Ненецкого автономного округа и комплекса иных дополнительных мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе.
Комплекс взаимоувязанных мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе будет осуществляться по следующим направлениям.
1. Формирование канала прямой связи инвесторов с органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечение соблюдения гарантий стабильности условий деятельности инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в Ямало-Ненецком автономном округе.
В Ямало-Ненецком автономном округе создан инвестиционный совет Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Инвестиционный совет).
Инвестиционный совет является постоянно действующим общественным координационным совещательным органом, созданным в целях содействия созданию благоприятного инвестиционного климата, выработки конкретных мер по улучшению инвестиционного климата и обеспечению стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе.
Инвестиционный совет возглавляет Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа. В состав Инвестиционного совета входят члены Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, руководители исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, главный федеральный инспектор в Ямало-Ненецком автономном округе, представители бизнес-сообщества.
2. Предоставление организациям, осуществляющим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа инвестиционную деятельность, права на применение пониженных ставок по налогам, зачисляемым в окружной бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа.
2.1. Предоставление права на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций.
Право на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций (1,1%) предоставляется организациям, включенным в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
2.2. Освобождение от обложения налогом на имущество организаций.
От обложения налогом на имущество организаций освобождаются:
- организации сельского хозяйства, если по результатам работы отчетного периода выручка от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции составляет 70 и более процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- организации, занимающиеся рыболовством, рыбоводством, переработкой и консервированием рыбо- и морепродуктов, если по результатам работы отчетного периода выручка от выращивания, лова или переработки рыбо- и морепродуктов составляет 70 и более процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- организации - в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего единый технологический комплекс по добыче и производству сжиженного природного газа. Положение применяется организациями, осуществляющими добычу горючего природного газа, направляемого на сжижение, и газового конденсата, добываемого совместно с горючим природным газом на участках недр, расположенных на территории полуострова Ямал, сжижение горючего природного газа, до достижения накопленного объема добычи горючего природного газа в размере 250 млрд. м3 при условии, что срок применения налоговой льготы не превышает 12 лет с даты постановки имущества на баланс в качестве объекта основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
- организации, являющиеся субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего единый технологический комплекс по производству электрической энергии и мощности, построенные за счет внебюджетных источников, без финансовой гарантии государства, и введенные в эксплуатацию после 31 декабря 2007 года, на период поставки мощности в "вынужденном режиме";
- организации - в отношении расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа железнодорожных путей необщего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов, предназначенных для создания транспортной инфраструктуры в целях освоения месторождений полуострова Ямал;
- организации в отношении имущества, используемого для обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели, если по результатам работы отчетного периода выручка от осуществления указанной деятельности составляет 70 и более процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
2.3. Предоставление права на применение пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа.
2.3.1. Пониженная ставка в размере 13,5% установлена для:
- организаций, осуществляющих добычу горючего природного газа, направляемого на сжижение, и газового конденсата, добываемого совместно с горючим природным газом, на участках недр, расположенных на территории полуострова Ямал, и сжижение горючего природного газа. Положение применяется организациями, осуществляющими добычу горючего природного газа, направляемого на сжижение, и газового конденсата, добываемого совместно с горючим природным газом, на участках недр, расположенных на территории полуострова Ямал, сжижение горючего природного газа, до достижения накопленного объема добычи горючего природного газа в размере 250 млрд. м3, при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет с даты начала производства природного сжиженного газа на территории полуострова Ямал;
- организаций, осуществляющих деятельность по обработке древесины и производству изделий из дерева и пробки, кроме мебели, если по результатам работы отчетного (налогового) периода выручка от осуществления указанной деятельности составляет 70 и более процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
2.3.2. Пониженная ставка в размере от 13,5% до 15,5% в зависимости от категории реализуемого инвестиционного проекта предоставляется организациям, включенным в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Предоставление государственных гарантий Ямало-Ненецкого автономного округа.
Гарантии предоставляются в целях реализации основных задач социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, а также поддержки приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Финансирование инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Начиная с 2016 года, в окружном бюджете планируется финансирование объектов общественной инфраструктуры, имеющих приоритетное социально-экономическое значение для региона, создание которых планируется осуществлять путем участия Ямало-Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства.
5. Реализация мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного имиджа Ямало-Ненецкого автономного округа.
5.1. В целях содействия расширению рынков сбыта продукции предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа, привлечения иностранных инвесторов, увеличения туристической привлекательности Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие международной, внешнеэкономической и межрегиональной деятельности на 2014 - 2020 годы" планируется организовать работу по следующим направлениям:
1) участие Ямало-Ненецкого автономного округа в международных выставках, ярмарках;
2) организация участия представителей регионов Российской Федерации и зарубежных стран в международных мероприятиях, проводимых Ямало-Ненецким автономным округом;
3) организация выставок-презентаций Ямало-Ненецкого автономного округа в дипломатических и торговых представительствах, русских домах, галереях и т.п. за рубежом.
5.2. Одним из основных ориентиров для внешних инвесторов является присвоение рейтингов международными независимыми рейтинговыми агентствами. Для того чтобы инвесторам было максимально удобно оценить свои риски по инвестициям, вкладываемым в наш регион, будет продолжено сотрудничество с компанией Standard&Poor's, мировым лидером в области предоставления финансовой информации, аналитических услуг и кредитных рейтингов.
6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Ямало-Ненецком автономном округе осуществляются следующие меры государственной поддержки:
- субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, на строительство для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг);
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг);
- субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с проведением на их предприятиях энергетических обследований;
- субсидирование уплаты субъектам малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;
- предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.

V. Механизмы реализации Инвестиционной стратегии

Инвестиционная стратегия будет реализовываться во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, программой социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы, долгосрочной бюджетной стратегией Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года, иными стратегическими документами Российской Федерации и Уральского федерального округа.
Механизмами реализации Инвестиционной стратегии являются:
1. Государственные программы Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждаемые Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и представляющие систему мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам.
2. Участие Ямало-Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства в соответствии с формами, утвержденными законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Инвестиционные программы крупных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Инвестиционный совет.
5. Система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, действующая в Ямало-Ненецком автономном округе.
6. Организации, представляющие инвестиционную и инновационную инфраструктуру, а также организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Участниками реализации Инвестиционной стратегии являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальные органы федеральных органов государственной власти, исполнительные органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе, общественные объединения и другие организации.
Координатором реализации Инвестиционной стратегии является Инвестиционный совет.
Оперативное управление Инвестиционной стратегией осуществляет Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
План мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии (приложение № 2 к Инвестиционной стратегии) разрабатывается департаментом экономики Ямало-Ненецкого автономного округа на среднесрочный период и ежегодно корректируется с сдвижением временного горизонта планирования на один год вперед.
Мониторинг реализации Инвестиционной стратегии осуществляет департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, который осуществляет контроль за изменением плановых показателей Инвестиционной стратегии и ежегодно, до 01 июля года, следующего за отчетным, размещает отчет о реализации Инвестиционной стратегии на официальном интернет-сайте об инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе.
Постоянный общественный контроль реализации настоящей Инвестиционной стратегии осуществляет экспертная группа по реализации мероприятий дорожной карты внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.





Приложение № 1
к Инвестиционной стратегии Ямало-Ненецкого
автономного округа до 2020 года

ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

№ п/п
Наименование показателя
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2020 год
Порядок расчета
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования, в том числе (млн. руб.)
565078
547130
605390
676194
756154
1171403
по данным Ямалстата
2.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство
818
902
993
1097
1212
1414
по данным Ямалстата
3.
Добыча полезных ископаемых
356457
314232
345132
382537
425729
566393
по данным Ямалстата
4.
Обрабатывающие производства
7327
8251
8974
9776
10656
12290
по данным Ямалстата
5.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
13138
7197
7801
8496
9326
13012
по данным Ямалстата
6.
Строительство
8272
12617
13747
15046
16516
22478
по данным Ямалстата
7.
Транспорт и связь
121937
131535
144876
160377
178126
233891
по данным Ямалстата
8.
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
6356
23221
24929
27418
30096
32624
по данным Ямалстата
9.
Прочие
50773
49174
58936
71446
84494
289301
по данным Ямалстата
10.
Кредитный рейтинг Standard&Poor's







11.
По обязательствам в иностранной валюте
"ВВВ"/Стабильный
"ВВВ-"/Негативный
"ВВВ-"/Негативный
"ВВВ-"/Стабильный
"ВВВ"/Стабильный
"ВВВ"/Позитивный
методика Standard& Poor's
12.
По обязательствам в национальной валюте
"ruAAA"
"ruAAA"
"ruAAA"
"ruAAA"
"ruAAA"
"ruAAA"
методика Standard& Poor's





Приложение № 2
к Инвестиционной стратегии Ямало-Ненецкого
автономного округа до 2020 года

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки реализации, годы
Объем финансирования (средства окружного бюджета) (тыс. рублей)
Критерии успеха применения мероприятия
Ответственный исполнитель
2014 год
2015 год
2016 год
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Проведение заседаний Инвестиционного совета
в соответствии с Положением об Инвестицион ном совете
финансирование не требуется
проведение не менее 1 заседания в два месяца
департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа
2.
Проведение заседания комиссии по отбору приоритетных инвестиционных проектов
весь период
финансирование не требуется
заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год
департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа
3.
Взносы в уставный капитал

600000


объем инвестиций в основной капитал за соответствующий период
департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа

исполнительные органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, являющиеся органами специальной компетенции и осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных подведомственных им отраслях или сфере государственного управления
4.
Разработка и принятие нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа, регулирующих сферу государственно-частного партнерства
2013 год
финансирование не требуется
внесены изменения в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 марта 2010 года № 29-ЗАО "Об участии Ямало-Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства".
Приняты:
постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2013 года № 730-П "О порядке реализации проектов государственно-частного партнерства в Ямало-Ненецком автономном округе";
распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июля 2013 года № 438-РП "Об утверждении перечня объектов для создания за счет реализации механизмов государственно-частного партнерства"
департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа
5.
Разработка проекта распоряжения Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа "О заключении Соглашения о строительстве, оснащении и технической эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, предназначенных для размещения образовательных организаций"
2013 год
финансирование не требуется
распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2013 года № 705-РП "О заключении Соглашения о проектировании, строительстве, оснащении и технической эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, предназначенных для размещения образовательных организаций";
Соглашение о проектировании, строительстве, оснащении и технической эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, предназначенных для размещения образовательных организаций, от 23 декабря 2013 года № 101-19/58
департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа
6.
Разработка и принятие проекта нормативного правового акта об оценке регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность
2013 год
финансирование не требуется
приняты постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа:
- от 14 октября 2013 года № 852-П "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Ямало-Ненецком автономном округе";
- от 14 октября 2013 года № 817-П "О создании рабочей группы по внедрению оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Ямало-Ненецком автономном округе"
департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа
7.
Взаимодействие с кредитным рейтинговым агентством
постоянно
0,749
по результатам конкурсных мероприятий
присвоенный рейтинг
департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа
8.
Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы"

3462153
3513110
3614308
критерии успеха соответствуют показателям государственной программы
департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа
9.
Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Энергоэффективность и развитие энергетики, обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения на 2014 - 2020 годы"

11263344
11290835
11192396
критерии успеха соответствуют показателям государственной программы
департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (департамент цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа)
10.
Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014 - 2020 годы"

838411
836305
841385
критерии успеха соответствуют показателям государственной программы
департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа
11.
Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 - 2020 годы"

820033
810033
810033
критерии успеха соответствуют показателям государственной программы
департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа
12.
Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2014 - 2020 годы"

498936
423936
348936
критерии успеха соответствуют показателям государственной программы
департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа
13.
Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие транспортной инфраструктуры на 2014 - 2020 годы"

3343632
3453490
3874284
критерии успеха соответствуют показателям государственной программы
департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа
14.
Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы"

3639207
3589816
2695161
критерии успеха соответствуют показателям государственной программы
департамент агропромышленного комплекса торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа
15.
Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие международной, внешнеэкономической и межрегиональной деятельности на 2014 - 2020 годы"

573477
552947
527947
критерии успеха соответствуют показателям государственной программы
департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа
16.
Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие минерально-сырьевой базы на 2014 - 2017 годы"

563011
549536
549536
критерии успеха соответствуют показателям государственной программы
департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа


------------------------------------------------------------------