Постановление Администрации МО город Салехард от 30.10.2013 N 516 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2014 - 2016 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. № 516
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД
НА 2014 - 2016 ГОДЫ
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденным решением Городской Думы города Салехарда от 08 декабря 2009 года № 79, Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2014 - 2016 годы.
2. Управлению общей политики Администрации города Салехарда (А.И. Беляев) опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
3. Муниципальному казенному учреждению "Информационно-техническое управление" (С.Ю. Хохлов) разместить настоящее постановление в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования город Салехард.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации города по экономике и финансам О.Н. Терешкову.
Первый заместитель Главы
Администрации города
С.А.БУРДЫГИН
Утверждены
постановлением Администрации
города Салехарда
от 30 октября 2013 года № 516
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД САЛЕХАРД НА 2014 - 2016 ГОДЫ
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2014 - 2016 годы подготовлены в соответствии с пунктом 2 статьи 172, статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 9 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда от 08 декабря 2009 года № 79.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард (далее - город Салехард) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, а также постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2013 года № 789-П "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 - 2016 годы".
Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики города Салехарда является определение на среднесрочную перспективу для субъектов бюджетного планирования ориентиров развития муниципальных финансов.
II. Итоги бюджетной и налоговой политики
в 2012 году и в первой половине 2013 года
Реализация бюджетной и налоговой политики города Салехарда в 2012 году и первой половине 2013 года позволила полностью решить задачи, поставленные ранее перед Администрацией муниципального образования город Салехард по обеспечению социальной и экономической стабильности муниципального образования.
Основными итогами успешно реализованной бюджетной и налоговой политики являются показатели устойчивости и предсказуемости бюджетной системы, повышение эффективности бюджетных расходов, выполнение в полном объеме всех принятых социальных обязательств и улучшение качества жизни граждан.
Исполнение доходной части бюджета за 2012 год (с учетом безвозмездных поступлений) составило 5928771,0 тыс. рублей, или 91,0 процента к годовым плановым показателям.
В общем объеме доходов, поступивших за 2012 год, налоговые и неналоговые доходы составляют 1716319,0 тыс. рублей, или 94,0 процента утвержденных на 2012 год бюджетных назначений.
При сравнении объема поступления собственных доходов (налоговых и неналоговых) за 2012 год с аналогичным периодом 2011 года в сопоставимых показателях отмечено снижение поступления на 6 процентов, что в сумме составляет 113446,0 тыс. рублей.
Основными причинами являются:
- уменьшение норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц на 10%;
- государственная пошлина за регистрацию транспортных средств зачисляется в федеральный бюджет в связи с переводом полиции общественной безопасности на федеральный уровень.
Для поддержки малого предпринимательства были сохранены льготы с целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое развитие на территории города:
- в виде 25-процентной скидки от размера месячной платы по договорам аренды имущества казны;
В ходе реализации налоговой политики продолжена работа с налогоплательщиками городского бюджета с целью обеспечения своевременного поступления платежей в городской бюджет, увеличения налогооблагаемой базы, осуществляется работа по оптимизации местных налоговых льгот.
По итогам анализа эффективности налоговых льгот за 2012 год налоговыми льготами, предоставленными в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования город Салехард, воспользовался 31 налогоплательщик.
Эффективность от предоставления налоговых льгот заключается в снижении налоговой нагрузки на организации, финансируемые за счет средств городского бюджета, способствует оптимизации бюджетных средств, выделяемых на прямое финансирование уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года № 39-ЗАО "О регулировании отдельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" (в редакции от 24 мая 2012 года) предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет. При этом в первоочередном порядке земельные участки предоставляются многодетным семьям, обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, не имеющим в собственности земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома).
По состоянию на 01 июля 2013 года многодетным семьям предоставлено 10 (десять) земельных участков (за период 2012 - 2013 год).
Бюджет города Салехарда в 2012 году исполнен с допустимым уровнем дефицита, но вместе с тем все социальные и публичные обязательства выполнены в полном объеме с учетом плановой индексации данных расходов.
Благодаря поддержке Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа создана финансовая основа для увеличения объема социально-значимых расходных обязательств.
Так, в рамках проводимой бюджетной политики в части исполнения Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года были решены следующие задачи:
1. В целях улучшения качества жизни населения и увеличения реальных доходов работников бюджетной сферы в 2012 году в городском бюджете было предусмотрено финансовое обеспечение повышения заработной платы с 01 октября 2012 года на 6%. В 2012 году введены отраслевые системы оплаты труда во всех учреждениях, что позволило повысить уровень заработной платы от 15 до 30%.
2. Разработан механизм введения "эффективного контракта", определяющего условия оплаты труда работников муниципальных учреждений в зависимости от количества и качества затраченного труда.
3. Обеспечено финансирование реализации программ модернизации системы общего и дошкольного образования.
В 2013 году Администрацией города Салехарда принята Программа поэтапного повышения заработной платы работников бюджетной сферы в муниципальном образовании город Салехард до 2018 года.
В рамках реализации данной Программы в 2013 году проводятся мероприятия по доведению средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в регионе. Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений доведена до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе.
Приоритетом проводимой бюджетной политики в 2012 году являлось внедрение в практику управления бюджетным процессом новых технологий, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление муниципальных услуг, сформирована устойчивая платформа для повышения качества управления муниципальными финансами и их результативности.
К 2012 году все муниципальные бюджетные и автономные учреждения начали осуществлять свою деятельность в новых условиях, реализуя положения Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Уже с 01 января 2012 года финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется за счет субсидии на выполнение муниципального задания.
В 2012 году успешно реализованы мероприятия в рамках программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, результаты внедрены в бюджетный процесс. В ходе реализации программы заложены основы для перехода к программному бюджету, усовершенствованы механизмы финансового контроля, обеспечена информационная составляющая управления общественными финансами, повысился уровень финансового менеджмента и бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса.
Реализуя мероприятия по переходу бюджетной системы города Салехарда на формирование программного, в 2012 году уровень расходов бюджета, формируемых с использованием программно-целевого метода, достиг 98%, что на 61% выше сопоставимых показателей 2011 года.
Результаты проводимой бюджетной и налоговой политики в отчетном периоде наглядно отражают эффективность реализуемых бюджетных полномочий органов местного самоуправления, высокую степень организации исполнения городского бюджета по доходам и расходам, обеспечение единой бюджетно-финансовой и налоговой политики города Салехарда.
III. Основные направления налоговой политики
Основные направления налоговой политики города Салехарда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены в рамках составления проекта городского бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период, с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2013 - 2015 годы.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость обеспечения сбалансированности бюджетной системы при условии формирования бездефицитного бюджета.
Реализация целей и задач, предусмотренных основными направлениями налоговой политики города Салехарда в истекшем периоде, проводилась во взаимосвязи с основными положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, ежегодного доклада Губернатора автономного округа о положении дел в автономном округе, была направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
Работа по формированию устойчивой собственной доходной базы и создание стимулов по ее наращиванию являются приоритетами налоговой политики города Салехарда на ближайшую перспективу.
В связи с изменением налогового законодательства Российской Федерации с 2013 года в бюджет города Салехарда в полном объеме стали поступать:
- доходы, взимаемые в связи с применением патентной системы налогообложения;
- земельный налог за земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
С 2013 года Налоговым кодексом Российской Федерации установлена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей по 47 видам предпринимательской деятельности. Налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, так же как и единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД), в полном объеме зачисляется в бюджет города Салехарда. Налогоплательщикам предоставляется право переходить с ЕНВД на патентную систему налогообложения или на упрощенную систему налогообложения. Применение ЕНВД с 2013 года стало добровольным и планируется к отмене с 2018 года.
Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, с 2013 года признаются объектом налогообложения земельным налогом. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении данных земельных участков налоговая ставка не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
В 2014 году Правительством Российской Федерации планируется включить в налоговую систему Российской Федерации налог на недвижимость, который будет являться местным налогом. Доходы по налогу на недвижимость в полном объеме будут зачисляться в бюджет города Салехарда. На всей территории Российской Федерации налог на недвижимость предполагается вводить постепенно, с переходным периодом до 1 января 2018 года Налогоплательщиками налога на недвижимость планируется признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающих правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения земельными участками.
В целях увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу, а также подготовки к введению налога на недвижимость необходимо продолжить работу по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под многоквартирными домами, а также по уточнению отсутствующих (недостоверных) сведений о земельных участках, объектах недвижимости и их правообладателях.
С 1 января 2014 года планируется изменение нормативов зачисления в бюджеты городских округов:
- налог на доходы физических лиц - с 40% до 30%;
- по доходам от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также по средствам от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - с 80% до 100%;
- по доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - с 80% до 100%.
Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 244-ФЗ с 01 января 2014 года закреплена обязанность субъектов Российской Федерации устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.
С 1 января 2014 года планируется создание муниципального дорожного фонда, средства из которого будут направляться на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог.
С 1 января 2016 года увеличиваются нормативы зачисления в бюджеты городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40% до 55%.
Важнейшей задачей налоговой политики города Салехарда является безусловное обеспечение доходов бюджета города Салехарда. В рамках выполнения данной задачи следует принимать все усилия, направленные на увеличение доходного потенциала:
1. Для расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налога на доходы физических лиц на территории города Салехарда будет продолжена работа по выявлению лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по отдельным видам деятельности.
2. В рамках реализации мероприятий по формированию наиболее полной и достоверной информации о налогооблагаемой базе по местным налогам необходимо продолжить работу:
- по контролю за эффективным использованием предоставляемых налоговых льгот и ставок с целью их оптимизации;
- по повышению уровня информационного обмена между заинтересованными органами;
- по выявлению собственников земельных участков, формированию земельных участков, предоставленных муниципальным учреждениям под объекты муниципальной собственности, под многоквартирные дома, и постановке их на кадастровый учет.
3. Для мобилизации дополнительных доходов в бюджет города Салехарда необходимо:
- повышение результативности деятельности главных администраторов доходов городского бюджета, направленной, в первую очередь, на безусловное исполнение всеми плательщиками своих обязательств перед городским бюджетом;
- установление контроля за ростом задолженности по платежам перед бюджетом города и принятие исчерпывающих мер для ее снижения;
- участие в выявлении проблем в сфере налогового законодательства и разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и принципов распределения налогов между уровнями бюджетной системы.
4. Создание оптимальной системы управления муниципальным имуществом для получения максимального возможного объема неналоговых доходов:
- доходы от арендной платы за земельные участки до разграничения государственной собственности планируется обеспечить за счет платности и законности использования земель в результате осуществления контроля, направленного на выявление незаконного использования земельных участков; взыскание в судебном порядке неосновательного обогащения за фактическое использование земельных участков;
- проведение инвентаризации муниципального имущества и земель;
- усиление контроля за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет доходов от использования муниципальной собственности;
- осуществление продажи муниципального имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий муниципального образования город Салехард, с максимальной выгодой.
В перспективе представляется целесообразным:
- развитие инструментов, расширяющих количество налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории города Салехарда;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и инноваций в экономику города.
Стимулирующая роль налоговой системы будет направлена на технологическое обновление, модернизацию производства, а также развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера.
Остается актуальной поддержка развития малого и среднего бизнеса.
В среднесрочной перспективе необходимо сохранить поддержку производств, имеющих приоритетное значение для развития города Салехарда, организаций в отношении имущества жилищно-коммунального комплекса и социально-культурной сферы, содержание которого финансируется из городского бюджета, муниципальных автомобильных дорог, а также организаций, осуществляющих инвестиции в экономику города. Налоговые льготы, установленные для этих категорий налогоплательщиков, должны быть сохранены.
IV. Основные направления бюджетной политики
В условиях кардинального изменения принципов бюджетного финансирования, совершенствования бюджетного процесса, необходимо в предстоящем периоде обеспечить выполнение поставленных ранее целей и задач, которые остаются актуальными на сегодняшний день.
Бюджетная политика города Салехарда на среднесрочную перспективу должна осуществляться в увязке с задачами социально-экономического развития города Салехарда. Одновременно с этим необходимо обеспечить преемственность реализуемых ранее основных направлений бюджетной политики, соотносить подходы в управлении муниципальными финансами с направлениями развития и реализации общегосударственной политикой в данной сфере.
Исходя из вышеизложенного, основными задачами бюджетной политики города Салехарда будут являться:
- повышение эффективности расходов и переориентация бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений общегосударственной политики;
- безусловное выполнение принятых расходных обязательств; долгосрочная сбалансированность городского бюджета;
- достижение измеримых, общественно значимых результатов в социальной сфере, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Таким образом, в среднесрочном периоде бюджетная политика в городе Салехарде будет развиваться по следующим направлениям:
1. Формирование параметров городского бюджета на среднесрочную перспективу, исходя из безусловного исполнения принятых расходных обязательств, четкого разграничения приоритетности бюджетных расходов, с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Основной целью управления муниципальными финансами является обеспечение выполнения его расходных обязательств и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Учитывая зависимость бюджета муниципального образования город Салехард от межбюджетных трансфертов из окружного бюджета и то, что проект окружного бюджета на 2014 - 2016 годы будет формироваться в условиях ограниченного роста доходов с одновременным увеличением объема расходных обязательств автономного округа, связанных с реализацией майских Указов Президента Российской Федерации, главным инструментом сохранения сбалансированности городского бюджета будет являться проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов.
Для достижения данной цели необходимо скоординировать действия всех участников бюджетного процесса по совершенствованию действующей системы бюджетного планирования.
Проведение мероприятий по оптимизации невозможно без определения приоритетов бюджетных расходов, как в целом по бюджету, так и в рамках ведомственных расходов отдельно взятого субъекта бюджетного планирования. При этом недопустимо сокращать объем предоставляемых муниципальных услуг, а также снижать качество их предоставления.
В этой связи необходимо:
- осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере бюджетного процесса;
- организовать качественный бюджетный процесс, включающий стадии планирования, исполнения, формирования отчетности и контроля;
- формировать бюджет в рамках и с учетом долгосрочного прогноза параметров бюджетной системы;
- проводить взвешенную и предсказуемую бюджетную и налоговую политику;
- обеспечивать доступность информации по рассмотрению, утверждению и исполнению городского бюджета.
2. Повышение результативности бюджетных расходов, создание механизмов по стимулированию выявления и использования резервов для достижения планируемых результатов (программно-целевых методов управления).
Главная задача программно-целевого принципа заключается в том, чтобы переориентировать бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счет расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях четких планов на среднесрочную перспективу. Для этого необходимо, чтобы механизмы реализации социально-экономической политики города имели надежное, точно просчитанное финансовое обеспечение. Должны быть четко определены объемы финансовых ресурсов, необходимых для достижения конкретных количественно определенных целей социально-экономической политики.
Таким инструментом должен быть переход на формирование бюджетных расходов в рамках муниципальных программ.
Начиная с 2014 года, городской бюджет будет формироваться в структуре муниципальных программ, при этом реализация самих программ будет целиком зависеть от заказчиков, качества подготовленных ими документов, разработанных механизмов реализации и контроля за мероприятиями программ.
В свою очередь бюджетное планирование (определение объема бюджетных средств на реализацию муниципальных программ) в дальнейшем будет зависеть исключительно от оценки эффективности реализации соответствующей муниципальной программы. Неэффективные программы будут сокращены или полностью исключены из бюджетного финансирования.
3. Оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации.
Переход на программный бюджет потребует пересмотра ряда расходных обязательств, какие-то из них будут признаны неэффективными, какие-то потребуют дополнительного финансирования, а возможно, потребуется и принятие новых расходных обязательств.
Субъекты бюджетного планирования в обязательном порядке должны определить приоритетные расходные обязательства, позволяющие достичь наилучших результатов, в том числе в долгосрочном периоде. При этом основной вектор при отборе приоритетных направлений принимаемых обязательств должен быть направлен на реализацию мероприятий общегосударственной политики в социальной сфере, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Вместе с тем следует установить бюджетные ограничения по объему роста расходов, поскольку ситуация наращивания бюджетных расходов, без поступлений дополнительных доходов, станет причиной увеличения объема муниципального долга, что является недопустимым.
Поэтому целесообразно с 2014 года установить бюджетное правило об ограничении роста расходов городского бюджета, а субъектам бюджетного планирования городского бюджета, для финансирования принимаемых расходных обязательств, изыскивать средства, прежде всего за счет внутренних источников, т.е. в рамках общего объема ассигнований, предусмотренных в городском бюджете по соответствующему ведомству.
В случае необходимости выделения дополнительных финансовых ресурсов следует иметь обоснование целесообразности принятия соответствующего обязательства, а также предложения по источнику финансирования, в том числе в рамках расширения горизонта бюджетного планирования.
4. Оптимизация расходов городского бюджета.
В рамках решения задач, связанных с увязкой стратегического и бюджетного планирования, в обязательном порядке необходимо проинвентаризировать действующую систему бюджетных расходов и найти способы ее перестроить (оптимизировать) под стоящие цели и задачи социально-экономического развития города.
В этой связи необходим комплекс мер, направленных на сокращение неэффективных расходных обязательств и выявление экономии бюджетных средств по действующим расходным обязательствам. Такими мерами будут являться:
4.1. Оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
В целях реализации Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" необходимо создать условия для осуществления с 01 января 2014 года закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с новыми требованиями, усилить исполнительскую дисциплину муниципальных заказчиков и контрольных органов в сфере закупок.
В отношении планирования расходов городского бюджета на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в 2014 - 2016 годах необходимо исходить из принципов оптимизации данных расходов.
4.2. Оптимизация бюджетной сети и штатной численности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
Ранее поставленные задачи по оптимизации бюджетной сети и штатной численности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений не потеряли свою актуальность. Целесообразность дальнейшей деятельности отдельных муниципальных учреждений вызывает вопросы, поскольку заявленная функция муниципальных учреждений: "оказание муниципальных услуг для граждан", фактически сводится к выполнению работ для учредителя, заказ на выполнение которых может быть размещен на рынке.
В среднесрочной перспективе инвентаризация бюджетной сети и штатной численности должна привести к реализации мер по ее оптимизации и сокращению бюджетных расходов, что особенно важно с учетом новых мероприятий, в части реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года. Высвободившиеся средства в первоочередном порядке будут направляться на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений социальной сферы.
Кроме того, необходимо реорганизовать муниципальные учреждения, ориентированные на оказание преимущественно платных услуг, а также муниципальные учреждения, деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления. Высвобождаемые при этом средства должны оставаться в соответствующей отрасли и направляться на финансирование муниципальной программы развития этой отрасли и решение ее приоритетных задач.
Также в рамках данного мероприятия необходимо ограничить рост численности работников органов местного самоуправления.
При этом в дальнейшем, в зависимости от эффективности их работы, будут приниматься решения о целесообразности содержания соответствующей штатной численности центральных аппаратов данных органов.
5. Повышение качества бюджетного планирования на основе муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и нормативов затрат на оказание муниципальных услуг.
Темпы внедрения системы перехода на финансирование муниципальных заданий в последнее время значительно снизились. Такая же проблема существует и с решением задач повышения качества предоставления муниципальных услуг.
Причиной тому является, в большей своей части, формальный подход к использованию муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг, отсутствие единой методологии формирования нормативных затрат. Фактически финансовое обеспечение муниципальных заданий осуществляется на основе достигнутых ранее результатов.
Приоритетным направлением бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов является постепенный переход с 2014 года на формирование государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. При этом за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в автономном округе сохранятся полномочия по дополнению или детализации данного перечня, а также определению объема расходов на оказание соответствующих государственных (муниципальных) услуг.
В целях реализации данных нововведений необходимо активизировать работу по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы, касающейся формирования и выполнения муниципального задания, а также определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
Учитывая, что с 2014 года городской бюджет будет формироваться по программному принципу, основные параметры муниципальных заданий должны быть включены в состав соответствующих муниципальных программ в качестве целевых показателей их исполнения.
6. Совершенствование системы оплаты труда в бюджетном секторе.
Реформа системы оказания муниципальных услуг тесно связана с решением задачи по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.
В 2013 году в городе Салехарде началась реализация мероприятий в рамках выполнения указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Учитывая, что вопросы, связанные с повышением заработной платы работников бюджетного сектора, носят не разовый характер, а направлены на долгосрочный период, необходимо уделить особое внимание системе совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе.
В 2014 году будет продолжена работа по переходу и внедрению механизма "эффективного контракта". Повышение оплаты труда должно быть обусловлено кардинальным повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от ее производительности.
Кроме того, необходимо внедрять инструменты, повышающие прозрачность оплаты труда руководителей муниципальных учреждений, позволяющие установить зависимость заработной платы руководителя от качества работы самого учреждения и средней заработной платы его персонала.
В качестве финансового источника мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетном секторе должны использоваться, прежде всего, внутренние резервы муниципальных учреждений, в том числе за счет средств от деятельности, приносящей доход.
7. Усиление роли финансового контроля.
Проводимая бюджетная реформа не могла не затронуть такое важное направление бюджетной политики, как финансовый контроль. Совершенствование бюджетного законодательства Российской Федерации повлекло необходимость преобразования и функций, как контрольных органов в сфере финансов, так и главных распорядителей бюджетных средств.
В результате финансовый контроль города Салехарда должен развиваться по следующим направлениям:
- контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в целях эффективного использования бюджетных средств;
- усиление роли внутреннего ведомственного финансового контроля;
- применение механизмов контроля за результатами использования бюджетных средств;
- развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств городского бюджета, использование его результатов при оценке их деятельности в целях повышения их ответственности за исполнением ими своих бюджетных полномочий;
- повышение отдачи от использования бюджетных средств, осуществление контроля за соблюдением муниципальными учреждениями требований к объемам и качеству оказания муниципальных услуг;
- внедрение механизмов финансового контроля, направленных на предотвращение нарушений при расходовании бюджетных средств с одновременным усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований законов и иных нормативных актов.
Для реализации данных направлений развития финансового контроля необходимо создать нормативную правовую базу, отвечающую требованиям изменения бюджетного законодательства Российской Федерации, определив направления и зоны ответственности всех участников бюджетного процесса в области осуществления финансового контроля, заложив тем самым правовые основы эффективного и целевого использования бюджетных средств.
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. № 516
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД
НА 2014 - 2016 ГОДЫ
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденным решением Городской Думы города Салехарда от 08 декабря 2009 года № 79, Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2014 - 2016 годы.
2. Управлению общей политики Администрации города Салехарда (А.И. Беляев) опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
3. Муниципальному казенному учреждению "Информационно-техническое управление" (С.Ю. Хохлов) разместить настоящее постановление в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования город Салехард.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации города по экономике и финансам О.Н. Терешкову.
Первый заместитель Главы
Администрации города
С.А.БУРДЫГИН
Утверждены
постановлением Администрации
города Салехарда
от 30 октября 2013 года № 516
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД САЛЕХАРД НА 2014 - 2016 ГОДЫ
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2014 - 2016 годы подготовлены в соответствии с пунктом 2 статьи 172, статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 9 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда от 08 декабря 2009 года № 79.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард (далее - город Салехард) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, а также постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2013 года № 789-П "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014 - 2016 годы".
Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики города Салехарда является определение на среднесрочную перспективу для субъектов бюджетного планирования ориентиров развития муниципальных финансов.
II. Итоги бюджетной и налоговой политики
в 2012 году и в первой половине 2013 года
Реализация бюджетной и налоговой политики города Салехарда в 2012 году и первой половине 2013 года позволила полностью решить задачи, поставленные ранее перед Администрацией муниципального образования город Салехард по обеспечению социальной и экономической стабильности муниципального образования.
Основными итогами успешно реализованной бюджетной и налоговой политики являются показатели устойчивости и предсказуемости бюджетной системы, повышение эффективности бюджетных расходов, выполнение в полном объеме всех принятых социальных обязательств и улучшение качества жизни граждан.
Исполнение доходной части бюджета за 2012 год (с учетом безвозмездных поступлений) составило 5928771,0 тыс. рублей, или 91,0 процента к годовым плановым показателям.
В общем объеме доходов, поступивших за 2012 год, налоговые и неналоговые доходы составляют 1716319,0 тыс. рублей, или 94,0 процента утвержденных на 2012 год бюджетных назначений.
При сравнении объема поступления собственных доходов (налоговых и неналоговых) за 2012 год с аналогичным периодом 2011 года в сопоставимых показателях отмечено снижение поступления на 6 процентов, что в сумме составляет 113446,0 тыс. рублей.
Основными причинами являются:
- уменьшение норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц на 10%;
- государственная пошлина за регистрацию транспортных средств зачисляется в федеральный бюджет в связи с переводом полиции общественной безопасности на федеральный уровень.
Для поддержки малого предпринимательства были сохранены льготы с целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое развитие на территории города:
- в виде 25-процентной скидки от размера месячной платы по договорам аренды имущества казны;
В ходе реализации налоговой политики продолжена работа с налогоплательщиками городского бюджета с целью обеспечения своевременного поступления платежей в городской бюджет, увеличения налогооблагаемой базы, осуществляется работа по оптимизации местных налоговых льгот.
По итогам анализа эффективности налоговых льгот за 2012 год налоговыми льготами, предоставленными в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования город Салехард, воспользовался 31 налогоплательщик.
Эффективность от предоставления налоговых льгот заключается в снижении налоговой нагрузки на организации, финансируемые за счет средств городского бюджета, способствует оптимизации бюджетных средств, выделяемых на прямое финансирование уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года № 39-ЗАО "О регулировании отдельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" (в редакции от 24 мая 2012 года) предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет. При этом в первоочередном порядке земельные участки предоставляются многодетным семьям, обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, не имеющим в собственности земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома).
По состоянию на 01 июля 2013 года многодетным семьям предоставлено 10 (десять) земельных участков (за период 2012 - 2013 год).
Бюджет города Салехарда в 2012 году исполнен с допустимым уровнем дефицита, но вместе с тем все социальные и публичные обязательства выполнены в полном объеме с учетом плановой индексации данных расходов.
Благодаря поддержке Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа создана финансовая основа для увеличения объема социально-значимых расходных обязательств.
Так, в рамках проводимой бюджетной политики в части исполнения Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года были решены следующие задачи:
1. В целях улучшения качества жизни населения и увеличения реальных доходов работников бюджетной сферы в 2012 году в городском бюджете было предусмотрено финансовое обеспечение повышения заработной платы с 01 октября 2012 года на 6%. В 2012 году введены отраслевые системы оплаты труда во всех учреждениях, что позволило повысить уровень заработной платы от 15 до 30%.
2. Разработан механизм введения "эффективного контракта", определяющего условия оплаты труда работников муниципальных учреждений в зависимости от количества и качества затраченного труда.
3. Обеспечено финансирование реализации программ модернизации системы общего и дошкольного образования.
В 2013 году Администрацией города Салехарда принята Программа поэтапного повышения заработной платы работников бюджетной сферы в муниципальном образовании город Салехард до 2018 года.
В рамках реализации данной Программы в 2013 году проводятся мероприятия по доведению средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в регионе. Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений доведена до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе.
Приоритетом проводимой бюджетной политики в 2012 году являлось внедрение в практику управления бюджетным процессом новых технологий, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление муниципальных услуг, сформирована устойчивая платформа для повышения качества управления муниципальными финансами и их результативности.
К 2012 году все муниципальные бюджетные и автономные учреждения начали осуществлять свою деятельность в новых условиях, реализуя положения Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Уже с 01 января 2012 года финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется за счет субсидии на выполнение муниципального задания.
В 2012 году успешно реализованы мероприятия в рамках программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, результаты внедрены в бюджетный процесс. В ходе реализации программы заложены основы для перехода к программному бюджету, усовершенствованы механизмы финансового контроля, обеспечена информационная составляющая управления общественными финансами, повысился уровень финансового менеджмента и бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса.
Реализуя мероприятия по переходу бюджетной системы города Салехарда на формирование программного, в 2012 году уровень расходов бюджета, формируемых с использованием программно-целевого метода, достиг 98%, что на 61% выше сопоставимых показателей 2011 года.
Результаты проводимой бюджетной и налоговой политики в отчетном периоде наглядно отражают эффективность реализуемых бюджетных полномочий органов местного самоуправления, высокую степень организации исполнения городского бюджета по доходам и расходам, обеспечение единой бюджетно-финансовой и налоговой политики города Салехарда.
III. Основные направления налоговой политики
Основные направления налоговой политики города Салехарда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены в рамках составления проекта городского бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период, с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2013 - 2015 годы.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость обеспечения сбалансированности бюджетной системы при условии формирования бездефицитного бюджета.
Реализация целей и задач, предусмотренных основными направлениями налоговой политики города Салехарда в истекшем периоде, проводилась во взаимосвязи с основными положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, ежегодного доклада Губернатора автономного округа о положении дел в автономном округе, была направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
Работа по формированию устойчивой собственной доходной базы и создание стимулов по ее наращиванию являются приоритетами налоговой политики города Салехарда на ближайшую перспективу.
В связи с изменением налогового законодательства Российской Федерации с 2013 года в бюджет города Салехарда в полном объеме стали поступать:
- доходы, взимаемые в связи с применением патентной системы налогообложения;
- земельный налог за земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
С 2013 года Налоговым кодексом Российской Федерации установлена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей по 47 видам предпринимательской деятельности. Налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, так же как и единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД), в полном объеме зачисляется в бюджет города Салехарда. Налогоплательщикам предоставляется право переходить с ЕНВД на патентную систему налогообложения или на упрощенную систему налогообложения. Применение ЕНВД с 2013 года стало добровольным и планируется к отмене с 2018 года.
Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, с 2013 года признаются объектом налогообложения земельным налогом. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении данных земельных участков налоговая ставка не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
В 2014 году Правительством Российской Федерации планируется включить в налоговую систему Российской Федерации налог на недвижимость, который будет являться местным налогом. Доходы по налогу на недвижимость в полном объеме будут зачисляться в бюджет города Салехарда. На всей территории Российской Федерации налог на недвижимость предполагается вводить постепенно, с переходным периодом до 1 января 2018 года Налогоплательщиками налога на недвижимость планируется признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающих правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения земельными участками.
В целях увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу, а также подготовки к введению налога на недвижимость необходимо продолжить работу по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под многоквартирными домами, а также по уточнению отсутствующих (недостоверных) сведений о земельных участках, объектах недвижимости и их правообладателях.
С 1 января 2014 года планируется изменение нормативов зачисления в бюджеты городских округов:
- налог на доходы физических лиц - с 40% до 30%;
- по доходам от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также по средствам от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - с 80% до 100%;
- по доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - с 80% до 100%.
Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 244-ФЗ с 01 января 2014 года закреплена обязанность субъектов Российской Федерации устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.
С 1 января 2014 года планируется создание муниципального дорожного фонда, средства из которого будут направляться на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог.
С 1 января 2016 года увеличиваются нормативы зачисления в бюджеты городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40% до 55%.
Важнейшей задачей налоговой политики города Салехарда является безусловное обеспечение доходов бюджета города Салехарда. В рамках выполнения данной задачи следует принимать все усилия, направленные на увеличение доходного потенциала:
1. Для расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налога на доходы физических лиц на территории города Салехарда будет продолжена работа по выявлению лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по отдельным видам деятельности.
2. В рамках реализации мероприятий по формированию наиболее полной и достоверной информации о налогооблагаемой базе по местным налогам необходимо продолжить работу:
- по контролю за эффективным использованием предоставляемых налоговых льгот и ставок с целью их оптимизации;
- по повышению уровня информационного обмена между заинтересованными органами;
- по выявлению собственников земельных участков, формированию земельных участков, предоставленных муниципальным учреждениям под объекты муниципальной собственности, под многоквартирные дома, и постановке их на кадастровый учет.
3. Для мобилизации дополнительных доходов в бюджет города Салехарда необходимо:
- повышение результативности деятельности главных администраторов доходов городского бюджета, направленной, в первую очередь, на безусловное исполнение всеми плательщиками своих обязательств перед городским бюджетом;
- установление контроля за ростом задолженности по платежам перед бюджетом города и принятие исчерпывающих мер для ее снижения;
- участие в выявлении проблем в сфере налогового законодательства и разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и принципов распределения налогов между уровнями бюджетной системы.
4. Создание оптимальной системы управления муниципальным имуществом для получения максимального возможного объема неналоговых доходов:
- доходы от арендной платы за земельные участки до разграничения государственной собственности планируется обеспечить за счет платности и законности использования земель в результате осуществления контроля, направленного на выявление незаконного использования земельных участков; взыскание в судебном порядке неосновательного обогащения за фактическое использование земельных участков;
- проведение инвентаризации муниципального имущества и земель;
- усиление контроля за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет доходов от использования муниципальной собственности;
- осуществление продажи муниципального имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий муниципального образования город Салехард, с максимальной выгодой.
В перспективе представляется целесообразным:
- развитие инструментов, расширяющих количество налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории города Салехарда;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и инноваций в экономику города.
Стимулирующая роль налоговой системы будет направлена на технологическое обновление, модернизацию производства, а также развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера.
Остается актуальной поддержка развития малого и среднего бизнеса.
В среднесрочной перспективе необходимо сохранить поддержку производств, имеющих приоритетное значение для развития города Салехарда, организаций в отношении имущества жилищно-коммунального комплекса и социально-культурной сферы, содержание которого финансируется из городского бюджета, муниципальных автомобильных дорог, а также организаций, осуществляющих инвестиции в экономику города. Налоговые льготы, установленные для этих категорий налогоплательщиков, должны быть сохранены.
IV. Основные направления бюджетной политики
В условиях кардинального изменения принципов бюджетного финансирования, совершенствования бюджетного процесса, необходимо в предстоящем периоде обеспечить выполнение поставленных ранее целей и задач, которые остаются актуальными на сегодняшний день.
Бюджетная политика города Салехарда на среднесрочную перспективу должна осуществляться в увязке с задачами социально-экономического развития города Салехарда. Одновременно с этим необходимо обеспечить преемственность реализуемых ранее основных направлений бюджетной политики, соотносить подходы в управлении муниципальными финансами с направлениями развития и реализации общегосударственной политикой в данной сфере.
Исходя из вышеизложенного, основными задачами бюджетной политики города Салехарда будут являться:
- повышение эффективности расходов и переориентация бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений общегосударственной политики;
- безусловное выполнение принятых расходных обязательств; долгосрочная сбалансированность городского бюджета;
- достижение измеримых, общественно значимых результатов в социальной сфере, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Таким образом, в среднесрочном периоде бюджетная политика в городе Салехарде будет развиваться по следующим направлениям:
1. Формирование параметров городского бюджета на среднесрочную перспективу, исходя из безусловного исполнения принятых расходных обязательств, четкого разграничения приоритетности бюджетных расходов, с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Основной целью управления муниципальными финансами является обеспечение выполнения его расходных обязательств и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Учитывая зависимость бюджета муниципального образования город Салехард от межбюджетных трансфертов из окружного бюджета и то, что проект окружного бюджета на 2014 - 2016 годы будет формироваться в условиях ограниченного роста доходов с одновременным увеличением объема расходных обязательств автономного округа, связанных с реализацией майских Указов Президента Российской Федерации, главным инструментом сохранения сбалансированности городского бюджета будет являться проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов.
Для достижения данной цели необходимо скоординировать действия всех участников бюджетного процесса по совершенствованию действующей системы бюджетного планирования.
Проведение мероприятий по оптимизации невозможно без определения приоритетов бюджетных расходов, как в целом по бюджету, так и в рамках ведомственных расходов отдельно взятого субъекта бюджетного планирования. При этом недопустимо сокращать объем предоставляемых муниципальных услуг, а также снижать качество их предоставления.
В этой связи необходимо:
- осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере бюджетного процесса;
- организовать качественный бюджетный процесс, включающий стадии планирования, исполнения, формирования отчетности и контроля;
- формировать бюджет в рамках и с учетом долгосрочного прогноза параметров бюджетной системы;
- проводить взвешенную и предсказуемую бюджетную и налоговую политику;
- обеспечивать доступность информации по рассмотрению, утверждению и исполнению городского бюджета.
2. Повышение результативности бюджетных расходов, создание механизмов по стимулированию выявления и использования резервов для достижения планируемых результатов (программно-целевых методов управления).
Главная задача программно-целевого принципа заключается в том, чтобы переориентировать бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счет расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях четких планов на среднесрочную перспективу. Для этого необходимо, чтобы механизмы реализации социально-экономической политики города имели надежное, точно просчитанное финансовое обеспечение. Должны быть четко определены объемы финансовых ресурсов, необходимых для достижения конкретных количественно определенных целей социально-экономической политики.
Таким инструментом должен быть переход на формирование бюджетных расходов в рамках муниципальных программ.
Начиная с 2014 года, городской бюджет будет формироваться в структуре муниципальных программ, при этом реализация самих программ будет целиком зависеть от заказчиков, качества подготовленных ими документов, разработанных механизмов реализации и контроля за мероприятиями программ.
В свою очередь бюджетное планирование (определение объема бюджетных средств на реализацию муниципальных программ) в дальнейшем будет зависеть исключительно от оценки эффективности реализации соответствующей муниципальной программы. Неэффективные программы будут сокращены или полностью исключены из бюджетного финансирования.
3. Оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации.
Переход на программный бюджет потребует пересмотра ряда расходных обязательств, какие-то из них будут признаны неэффективными, какие-то потребуют дополнительного финансирования, а возможно, потребуется и принятие новых расходных обязательств.
Субъекты бюджетного планирования в обязательном порядке должны определить приоритетные расходные обязательства, позволяющие достичь наилучших результатов, в том числе в долгосрочном периоде. При этом основной вектор при отборе приоритетных направлений принимаемых обязательств должен быть направлен на реализацию мероприятий общегосударственной политики в социальной сфере, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Вместе с тем следует установить бюджетные ограничения по объему роста расходов, поскольку ситуация наращивания бюджетных расходов, без поступлений дополнительных доходов, станет причиной увеличения объема муниципального долга, что является недопустимым.
Поэтому целесообразно с 2014 года установить бюджетное правило об ограничении роста расходов городского бюджета, а субъектам бюджетного планирования городского бюджета, для финансирования принимаемых расходных обязательств, изыскивать средства, прежде всего за счет внутренних источников, т.е. в рамках общего объема ассигнований, предусмотренных в городском бюджете по соответствующему ведомству.
В случае необходимости выделения дополнительных финансовых ресурсов следует иметь обоснование целесообразности принятия соответствующего обязательства, а также предложения по источнику финансирования, в том числе в рамках расширения горизонта бюджетного планирования.
4. Оптимизация расходов городского бюджета.
В рамках решения задач, связанных с увязкой стратегического и бюджетного планирования, в обязательном порядке необходимо проинвентаризировать действующую систему бюджетных расходов и найти способы ее перестроить (оптимизировать) под стоящие цели и задачи социально-экономического развития города.
В этой связи необходим комплекс мер, направленных на сокращение неэффективных расходных обязательств и выявление экономии бюджетных средств по действующим расходным обязательствам. Такими мерами будут являться:
4.1. Оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
В целях реализации Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" необходимо создать условия для осуществления с 01 января 2014 года закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с новыми требованиями, усилить исполнительскую дисциплину муниципальных заказчиков и контрольных органов в сфере закупок.
В отношении планирования расходов городского бюджета на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в 2014 - 2016 годах необходимо исходить из принципов оптимизации данных расходов.
4.2. Оптимизация бюджетной сети и штатной численности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
Ранее поставленные задачи по оптимизации бюджетной сети и штатной численности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений не потеряли свою актуальность. Целесообразность дальнейшей деятельности отдельных муниципальных учреждений вызывает вопросы, поскольку заявленная функция муниципальных учреждений: "оказание муниципальных услуг для граждан", фактически сводится к выполнению работ для учредителя, заказ на выполнение которых может быть размещен на рынке.
В среднесрочной перспективе инвентаризация бюджетной сети и штатной численности должна привести к реализации мер по ее оптимизации и сокращению бюджетных расходов, что особенно важно с учетом новых мероприятий, в части реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года. Высвободившиеся средства в первоочередном порядке будут направляться на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений социальной сферы.
Кроме того, необходимо реорганизовать муниципальные учреждения, ориентированные на оказание преимущественно платных услуг, а также муниципальные учреждения, деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления. Высвобождаемые при этом средства должны оставаться в соответствующей отрасли и направляться на финансирование муниципальной программы развития этой отрасли и решение ее приоритетных задач.
Также в рамках данного мероприятия необходимо ограничить рост численности работников органов местного самоуправления.
При этом в дальнейшем, в зависимости от эффективности их работы, будут приниматься решения о целесообразности содержания соответствующей штатной численности центральных аппаратов данных органов.
5. Повышение качества бюджетного планирования на основе муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и нормативов затрат на оказание муниципальных услуг.
Темпы внедрения системы перехода на финансирование муниципальных заданий в последнее время значительно снизились. Такая же проблема существует и с решением задач повышения качества предоставления муниципальных услуг.
Причиной тому является, в большей своей части, формальный подход к использованию муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг, отсутствие единой методологии формирования нормативных затрат. Фактически финансовое обеспечение муниципальных заданий осуществляется на основе достигнутых ранее результатов.
Приоритетным направлением бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов является постепенный переход с 2014 года на формирование государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. При этом за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в автономном округе сохранятся полномочия по дополнению или детализации данного перечня, а также определению объема расходов на оказание соответствующих государственных (муниципальных) услуг.
В целях реализации данных нововведений необходимо активизировать работу по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы, касающейся формирования и выполнения муниципального задания, а также определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
Учитывая, что с 2014 года городской бюджет будет формироваться по программному принципу, основные параметры муниципальных заданий должны быть включены в состав соответствующих муниципальных программ в качестве целевых показателей их исполнения.
6. Совершенствование системы оплаты труда в бюджетном секторе.
Реформа системы оказания муниципальных услуг тесно связана с решением задачи по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.
В 2013 году в городе Салехарде началась реализация мероприятий в рамках выполнения указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года.
Учитывая, что вопросы, связанные с повышением заработной платы работников бюджетного сектора, носят не разовый характер, а направлены на долгосрочный период, необходимо уделить особое внимание системе совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе.
В 2014 году будет продолжена работа по переходу и внедрению механизма "эффективного контракта". Повышение оплаты труда должно быть обусловлено кардинальным повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от ее производительности.
Кроме того, необходимо внедрять инструменты, повышающие прозрачность оплаты труда руководителей муниципальных учреждений, позволяющие установить зависимость заработной платы руководителя от качества работы самого учреждения и средней заработной платы его персонала.
В качестве финансового источника мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетном секторе должны использоваться, прежде всего, внутренние резервы муниципальных учреждений, в том числе за счет средств от деятельности, приносящей доход.
7. Усиление роли финансового контроля.
Проводимая бюджетная реформа не могла не затронуть такое важное направление бюджетной политики, как финансовый контроль. Совершенствование бюджетного законодательства Российской Федерации повлекло необходимость преобразования и функций, как контрольных органов в сфере финансов, так и главных распорядителей бюджетных средств.
В результате финансовый контроль города Салехарда должен развиваться по следующим направлениям:
- контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в целях эффективного использования бюджетных средств;
- усиление роли внутреннего ведомственного финансового контроля;
- применение механизмов контроля за результатами использования бюджетных средств;
- развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств городского бюджета, использование его результатов при оценке их деятельности в целях повышения их ответственности за исполнением ими своих бюджетных полномочий;
- повышение отдачи от использования бюджетных средств, осуществление контроля за соблюдением муниципальными учреждениями требований к объемам и качеству оказания муниципальных услуг;
- внедрение механизмов финансового контроля, направленных на предотвращение нарушений при расходовании бюджетных средств с одновременным усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований законов и иных нормативных актов.
Для реализации данных направлений развития финансового контроля необходимо создать нормативную правовую базу, отвечающую требованиям изменения бюджетного законодательства Российской Федерации, определив направления и зоны ответственности всех участников бюджетного процесса в области осуществления финансового контроля, заложив тем самым правовые основы эффективного и целевого использования бюджетных средств.
------------------------------------------------------------------