Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 20.03.2013 N 1450 "О проекте федерального закона N 205733-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления профилактики социального сиротства"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. № 1450
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 205733-6
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА"
Рассмотрев проект федерального закона № 205733-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления профилактики социального сиротства", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Мироновым, М.В.Емельяновым, Н.В.Левичевым, А.А.Лысяковым, Е.Б.Мизулиной, О.Л.Михеевым, О.А.Оганяном, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить отзыв Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа на проект федерального закона № 205733-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления профилактики социального сиротства" (прилагается).
2. Направить данное Постановление в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Ледкову, Д.О.Хороля, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Д.Н.Ананьеву, Ю.В.Неелову, в Правительство Российской Федерации.
3. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Ледкову, Д.О.Хороля, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Д.Н.Ананьеву, Ю.В.Неелову оказать содействие в рассмотрении и принятии проекта федерального закона.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ
Утвержден
постановлением
Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 марта 2013 г. № 1450
ОТЗЫВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 205733-6 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА"
Рассмотрев проект федерального закона № 205733-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления профилактики социального сиротства", Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа считает принятие Федерального закона актуальным и необходимым.
Вместе с тем полагаем, что в законопроекте остались неурегулированные вопросы, направленные на усиление профилактики социального сиротства.
В связи с этим считаем необходимым внести в проект федерального закона следующие изменения.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации"
1. Пунктом 1 статьи 1 законопроекта статья 3 Федерального закона дополняется понятием "семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации".
Понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" определено Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а понятие "трудная жизненная ситуация" в отношении совершеннолетних граждан Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Следовательно, внесение дополнений в статью 3 Федерального закона путем введения понятия "семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, - семья, имеющая ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации" не несет правовых последствий, так как механизм оказания помощи и детям, и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, определяется указанными федеральными законами.
2. Пунктом 2 статьи 1 законопроекта часть первая статьи 7 Федерального закона дополняется следующим предложением: "В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, право на социальное обслуживание имеет семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации.".
Часть первая статьи 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ регламентирует, что государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, из предложенной редакции части первой статьи 7 не понятно, что имеется в виду авторами проекта федерального закона, так как категория семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с действующим федеральным законодательством имеет право на социальное обслуживание.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
1. С учетом того, что часть 2 статьи 4 Федерального закона одним из приоритетных принципов государственной политики в интересах детей определяет поддержку семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, отсутствует необходимость внесения подпунктом "а" пункта 2 статьи 3 законопроекта изменений в часть 1 статьи 4 Федерального закона, устанавливающих, что целями государственной политики в интересах детей является защита семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
2. Согласно абзацу шестому части 2 статьи 4 Федерального закона Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на одном из принципов поддержки общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка, при этом законодатель имеет в виду всех детей, как проживающих в кровных семьях, так и находящихся в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных учреждениях, детей, проживающих в замещающих семьях. Следовательно, дополнение абзаца шестого части 2 статьи 4 Федерального закона словами "а также семей, имеющих несовершеннолетних детей" является необоснованным.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
1. Подпунктом "а" части 1 статьи 4 законопроекта предлагается абзац седьмой статьи 1 Федерального закона изложить в следующей редакции: "семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая ребенка, находящегося в социально опасном положении". Предложенная формулировка является более "узкой" по сравнению действующей, которая относит к семьям, находящимся в социально опасном положении, также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
2. Подпунктами "б", "в" предлагается абзацы восьмой и девятый статьи 1 Федерального закона изложить в новой редакции.
На сегодняшний день практически во всех регионах Российской Федерации, в том числе и на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, разработана система учета детей и семей "группы риска", ведутся региональные банки данных, разработаны и действуют механизмы реализации профилактической работы с семьями и детьми данной категории. Следует отметить, что статья 1 Федерального закона в целом не требует доработки, так как профилактика социального сиротства лишь одно из направлений деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и не стоит сужать рамки действующих федеральных законов. Понятие "профилактика" подразумевает предупреждение тех или иных асоциальных явлений, и, в первую очередь, работу по своевременному выявлению таких семей, что с изменением действующей редакции статьи 1 Федерального закона будет отсутствовать.
2. Пунктом 3 статьи 4 законопроекта часть 2 статьи 5 излагается в новой редакции.
Согласно предложенной редакции индивидуальная профилактическая работа может проводиться в отношении родителя (родителей) или иных законных представителей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, в случаях, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона. В целях избежания двойного толкования положений части 2 статьи 5 считаем необходимым слова "может проводиться" заменить словом "проводится".
3. Предложенная редакция пункта 4 статьи 4 законопроекта статьи 6 Федерального закона потребует дополнительных разъяснений относительно порядка - в каких случаях индивидуальная профилактическая работа в отношении родителей проводится только на основании решения суда, в каком случае только на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в части порядка рассмотрения указанной категории дел.
На основании изложенного Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа поддерживает концепцию проекта федерального закона № 205733-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления профилактики социального сиротства" и предлагает учесть в нем замечания и предложения, содержащиеся в настоящем отзыве.
------------------------------------------------------------------
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. № 1450
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 205733-6
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА"
Рассмотрев проект федерального закона № 205733-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления профилактики социального сиротства", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Мироновым, М.В.Емельяновым, Н.В.Левичевым, А.А.Лысяковым, Е.Б.Мизулиной, О.Л.Михеевым, О.А.Оганяном, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить отзыв Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа на проект федерального закона № 205733-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления профилактики социального сиротства" (прилагается).
2. Направить данное Постановление в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Ледкову, Д.О.Хороля, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Д.Н.Ананьеву, Ю.В.Неелову, в Правительство Российской Федерации.
3. Предложить депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Ледкову, Д.О.Хороля, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Д.Н.Ананьеву, Ю.В.Неелову оказать содействие в рассмотрении и принятии проекта федерального закона.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ
Утвержден
постановлением
Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 марта 2013 г. № 1450
ОТЗЫВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 205733-6 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА"
Рассмотрев проект федерального закона № 205733-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления профилактики социального сиротства", Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа считает принятие Федерального закона актуальным и необходимым.
Вместе с тем полагаем, что в законопроекте остались неурегулированные вопросы, направленные на усиление профилактики социального сиротства.
В связи с этим считаем необходимым внести в проект федерального закона следующие изменения.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации"
1. Пунктом 1 статьи 1 законопроекта статья 3 Федерального закона дополняется понятием "семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации".
Понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" определено Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а понятие "трудная жизненная ситуация" в отношении совершеннолетних граждан Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Следовательно, внесение дополнений в статью 3 Федерального закона путем введения понятия "семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, - семья, имеющая ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации" не несет правовых последствий, так как механизм оказания помощи и детям, и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, определяется указанными федеральными законами.
2. Пунктом 2 статьи 1 законопроекта часть первая статьи 7 Федерального закона дополняется следующим предложением: "В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, право на социальное обслуживание имеет семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации.".
Часть первая статьи 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ регламентирует, что государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Следовательно, из предложенной редакции части первой статьи 7 не понятно, что имеется в виду авторами проекта федерального закона, так как категория семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с действующим федеральным законодательством имеет право на социальное обслуживание.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
1. С учетом того, что часть 2 статьи 4 Федерального закона одним из приоритетных принципов государственной политики в интересах детей определяет поддержку семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, отсутствует необходимость внесения подпунктом "а" пункта 2 статьи 3 законопроекта изменений в часть 1 статьи 4 Федерального закона, устанавливающих, что целями государственной политики в интересах детей является защита семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
2. Согласно абзацу шестому части 2 статьи 4 Федерального закона Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на одном из принципов поддержки общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка, при этом законодатель имеет в виду всех детей, как проживающих в кровных семьях, так и находящихся в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных учреждениях, детей, проживающих в замещающих семьях. Следовательно, дополнение абзаца шестого части 2 статьи 4 Федерального закона словами "а также семей, имеющих несовершеннолетних детей" является необоснованным.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
1. Подпунктом "а" части 1 статьи 4 законопроекта предлагается абзац седьмой статьи 1 Федерального закона изложить в следующей редакции: "семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая ребенка, находящегося в социально опасном положении". Предложенная формулировка является более "узкой" по сравнению действующей, которая относит к семьям, находящимся в социально опасном положении, также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
2. Подпунктами "б", "в" предлагается абзацы восьмой и девятый статьи 1 Федерального закона изложить в новой редакции.
На сегодняшний день практически во всех регионах Российской Федерации, в том числе и на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, разработана система учета детей и семей "группы риска", ведутся региональные банки данных, разработаны и действуют механизмы реализации профилактической работы с семьями и детьми данной категории. Следует отметить, что статья 1 Федерального закона в целом не требует доработки, так как профилактика социального сиротства лишь одно из направлений деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и не стоит сужать рамки действующих федеральных законов. Понятие "профилактика" подразумевает предупреждение тех или иных асоциальных явлений, и, в первую очередь, работу по своевременному выявлению таких семей, что с изменением действующей редакции статьи 1 Федерального закона будет отсутствовать.
2. Пунктом 3 статьи 4 законопроекта часть 2 статьи 5 излагается в новой редакции.
Согласно предложенной редакции индивидуальная профилактическая работа может проводиться в отношении родителя (родителей) или иных законных представителей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, в случаях, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона. В целях избежания двойного толкования положений части 2 статьи 5 считаем необходимым слова "может проводиться" заменить словом "проводится".
3. Предложенная редакция пункта 4 статьи 4 законопроекта статьи 6 Федерального закона потребует дополнительных разъяснений относительно порядка - в каких случаях индивидуальная профилактическая работа в отношении родителей проводится только на основании решения суда, в каком случае только на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в части порядка рассмотрения указанной категории дел.
На основании изложенного Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа поддерживает концепцию проекта федерального закона № 205733-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления профилактики социального сиротства" и предлагает учесть в нем замечания и предложения, содержащиеся в настоящем отзыве.
------------------------------------------------------------------