Постановление Правительства ЯНАО от 14.03.2013 N 147-П "Об утверждении плана мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. № 147-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ")
"ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

В целях повышения эффективности здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2599-р Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - план).
2. Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (Винокуров Н.И.) обеспечить организацию мониторинга и реализацию плана.
3. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 11 марта 2013 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН





Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 14 марта 2013 года № 147-П

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

I. Общее описание "дорожной карты"

Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - "дорожная карта", автономный округ) является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597).


№ Наименование целевого Единица 2013 2014 2015 2016 2017 2018
п/п показателя измерения год год год год год год

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи

1. Доля расходов на процентов 5,7 6,1 5,8 5,6 5,4 5,1
оказание скорой
медицинской помощи
вне медицинских
организаций от всех
расходов на
Территориальную
программу
государственных
гарантий бесплатного
оказания
гражданам медицинской
помощи на 2013 год и
на плановый период
2014 и 2015 годов
(далее - Программа
государственных
гарантий)

2. Доля расходов на процентов 31,4 32,3 33,6 33,6 33,6 34,3
оказание медицинской
помощи в амбулаторных
условиях от всех
расходов на программу
государственных
гарантий

3. Доля расходов на процентов 1,3 1,7 2,1 2,6 3,2 3,7
оказание медицинской
помощи в амбулаторных
условиях в
неотложной форме от
всех расходов на
программу
государственных
гарантий

4. Доля расходов на процентов 4,7 5,0 5,2 6,3 7,7 8,9
оказание медицинской
помощи в условиях
дневных стационаров
от всех расходов на
программу
государственных
гарантий

5. Доля расходов на процентов 56,9 54,9 53,3 51,9 50,1 48,0
оказание медицинской
помощи в стационарных
условиях от всех
расходов на программу
государственных
гарантий

6. Доля медицинских и процентов 75,0 80,0 85,0 90,0 95,0 100,0
фармацевтических
работников,
обучавшихся в рамках
целевой подготовки
для нужд автономного
округа,
трудоустроившихся
после завершения
обучения в
медицинские или
фармацевтические
организации
государственной
системы
здравоохранения
автономного округа

7. Доля аккредитованных процентов 0 0 0 0 20,0 40,0
специалистов

8. Обеспеченность процентов 43,3 42,9 42,4 41,9 41,5 41,0
населения
(на 10 тысяч человек)
врачами

9. Соотношение процентов 2,8 2,9 2,9 3,0 3,0 3,0
врачи/средние
медицинские работники

10. Соотношение средней процентов 121,0 128,0 134,0 150,0 200,0 200,0
заработной платы
врачей и иных
работников
медицинских
организаций, имеющих
высшее медицинское
(фармацевтическое)
или иное высшее
профессиональное
образование,
предоставляющих
медицинские услуги
(обеспечивающих
предоставление
медицинских услуг), и
средней заработной
платы в автономном
округе в 2012 -
2018 годах
(агрегированные
значения)

11. Соотношение средней процентов 60,0 65,0 70,0 80,0 100,0 100,0
заработной платы
среднего медицинского
(фармацевтического)
персонала (персонала,
обеспечивающего
предоставление
медицинских услуг)
и средней заработной
платы в автономном
округе в 2012 -
2018 годах
(агрегированные
значения)

12. Соотношение средней процентов 29,0 35,0 45,0 60,0 100,0 100,0
заработной платы
младшего медицинского
персонала (персонала,
обеспечивающего
предоставление
медицинских услуг) и
средней заработной
платы в автономном
округе в 2012 - 2018
годах (агрегированные
значения)

13. Число дней занятости дней 303,7 319,0 331,9 321,5 322,9 325,8
койки в году

14. Средняя длительность дней 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0
лечения больного в
стационаре

15. Доля врачей процентов 59,4 60,3 61,3 62,2 63,1 64,0
первичного звена от
общего числа врачей

16. Доля пациентов, процентов 35,8 35,8 35,8 35,8 35,8 35,8
доставленных по
экстренным
показаниям, от общего
числа пациентов,
пролеченных в
стационарных условиях

Основные показатели здоровья населения

17. Ожидаемая лет 72,2 72,4 72,8 73,2 73,6 74,1
продолжительность
жизни при рождении

18. Смертность от всех на 1000 5,4 5,4 5,4 5,3 5,3 5,3
причин населения

19. Материнская случаев 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5
смертность на 100
тыс.
родившихся
живыми

20. Младенческая случаев на 12,1 11,5 10,5 9,5 8,5 7,5
смертность 1000
родившихся
живыми

21. Смертность детей в случаев на 11,5 11,0 10,5 10,0 9,0 8,1
возрасте 0 - 17 лет 10000
населения
соответ-
ствующего
возраста

22. Смертность от на 100 212,2 212,0 211,5 211,0 210,4 210,4
болезней системы тыс.
кровообращения населения

23. Смертность от ДТП на 100 11,3 10,9 10,5 10,1 9,7 9,5
тыс.
населения

24. Смертность от на 100 80,6 80,3 79,0 78,5 77,5 76,5
новообразований тыс.
(в т.ч. населения
злокачественных)

25. Смертность от на 100 10,0 9,9 9,7 9,5 9,2 9,0
туберкулеза тыс.
населения

26. Заболеваемость на 100 51,0 50,5 48,0 45,0 41,0 39,0
туберкулезом тыс.
населения

27. Доля выездов бригад процентов 97,8 98,0 98,2 98,4 98,6 98,9
скорой медицинской
помощи со временем
доезда до больного
менее 20 минут


1. Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. Все эти преобразования нашли свое отражение в Программе государственных гарантий, утвержденная стоимость которой распределяется по источникам финансирования следующим образом:


№ п/п Наименование источника финансирования Сумма (млн. руб.)

1 2 3

1. Средства окружного бюджета 6791,63

2. Средства Территориального фонда обязательного 12645,64
медицинского страхования автономного округа

Итого 19437,27


Объемы медицинской помощи определены с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры его заболеваемости в автономном округе, климатических условий и транспортной доступности медицинских учреждений автономного округа.
Нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Программе государственных гарантий рассчитаны в единицах объема на 1 жителя в год, по Программе обязательного медицинского страхования (далее - Программа ОМС) - на 1 застрахованное лицо и составляют:
для скорой медицинской помощи вне медицинских организаций, включая медицинскую эвакуацию, - 0,318 вызова;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях:
- с профилактической целью за счет средств окружного бюджета автономного округа - 0,390 посещений, по Программе ОМС - 2,170 посещений;
- оказываемой в связи с заболеваниями за счет средств окружного бюджета автономного округа - 0,130 обращений, по Программе ОМС - 2,020 обращений;
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счет средств окружного бюджета автономного округа - 0,101 пациенто-дней, по Программе ОМС - 0,440 пациенто-дней;
для медицинской помощи в стационарных условиях за счет средств окружного бюджета автономного округа - 0,708 койко-дней, по Программе ОМС - 1,870 койко-дней.
Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по Программе ОМС гражданам Российской Федерации при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, входящих в Программу ОМС), включается в нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований окружного бюджета автономного округа.
Нормативы финансовых затрат на единицу медицинской помощи на 2013 год составляют:
на 1 вызов скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи за счет средств окружного бюджета (санитарная авиация) - 252173,91 рубль, за счет средств обязательного медицинского страхования - 6577,06 рублей;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями за счет средств окружного бюджета автономного округа - 2237,78 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1013,57 рублей;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями за счет окружного бюджета автономного округа - 6451,82 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 3250,70 рублей;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств окружного бюджета автономного округа - 1533,98 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 2292,48 рублей;
на 1 койко-день в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств окружного бюджета автономного округа - 3521,10 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 5859,86 рублей;
на 1 койко-день в медицинских организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств окружного бюджета автономного округа - 5155 рублей.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы ОМС, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на выплаты по оплате труда, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), на оплату договоров возмездного оказания услуг со сторонними медицинскими организациями, расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химической посуды и прочих материальных запасов, прочие выплаты (за исключением выплат социального характера работникам медицинских организаций, предусмотренных нормативными правовыми актами автономного округа), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, арендной платы за пользование имуществом, работ, услуг по содержанию имущества (за исключением текущего ремонта объектов здравоохранения), прочих работ, услуг, прочие расходы, расходы на приобретение медицинского оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу, расходных материалов.
Способы оплаты медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам:
1) в амбулаторных условиях - по подушевому нормативу финансирования на прикрепленных к медицинской организации лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
2) в стационарных условиях - за законченный случай лечения заболевания, включенного в клинико-статистические группы заболеваний;
3) в условиях дневного стационара - за законченный случай лечения заболевания, включенного в клинико-статистические группы заболеваний;
4) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) - по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой государственных гарантий, установлены в расчете на 1 человека в год и составляют 34673,75 рублей, из них:
22015,97 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования;
12657,78 рублей - за счет средств окружного бюджета автономного округа.
2. Повышение качества оказываемых населению бесплатных услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов.
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд автономного округа, трудоустроившихся после завершения обучения в подведомственные медицинские учреждения, будет увеличена за счет заключения четырехстороннего договора, предусматривающего обязательную отработку специалистом после окончания медицинского высшего учебного заведения в автономном округе в течение трех лет.
Снижение процента дефицита врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное образование (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг), от нормативов, определенных порядками оказания медицинской помощи, будет достигаться не только за счет привлечения новых специалистов, но и путем переподготовки и переобучения работающих специалистов по новым специальностям в соответствии с потребностью лечебного учреждения.
Дефицит среднего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) от нормативов, определенных порядками оказания медицинской помощи, также будет достигаться за счет переподготовки и переобучения имеющихся специалистов по новым специальностям в соответствии с потребностью лечебного учреждения.
3. Одним из основных компонентов реформирования здравоохранения является оплата труда работников, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 определена поэтапная работа по повышению к 2018 году средней заработной платы врачей и специалистов с высшим немедицинским образованием до 200 процентов, среднего медицинского (фармацевтического) и младшего персонала до 100 процентов от средней заработной платы в автономном округе. Повышение заработной платы работникам учреждений здравоохранения автономного округа в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 предусмотрено графиком поэтапного повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 24 декабря 2012 года № 1160-П "О поэтапном повышении заработной платы работникам бюджетной сферы в Ямало-Ненецком автономном округе".
Параметры повышения установлены в соответствии с финансовыми возможностями окружного бюджета, утвержденного на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также с учетом поэтапного проведения мероприятий по оптимизации деятельности учреждений здравоохранения автономного округа и сокращения неэффективных расходов учреждений с привлечением средств от приносящей доход деятельности для обеспечения не менее 1/3 дополнительных расходов на повышение заработной платы.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 проведены мероприятия:
- определена численность работников, которым установлено поэтапное повышение заработной платы;
- проведен анализ заработной платы установленных категорий персонала;
- с Министерством здравоохранения Российской Федерации проведено согласование предварительных показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи.
С целью привлечения дополнительных источников повышения заработной платы департаментом здравоохранения автономного округа совместно с учреждениями здравоохранения автономного округа проведена реорганизация учреждений здравоохранения автономного округа путем присоединения учреждений здравоохранения автономного округа, имеющих небольшую штатную численность, к учреждениям здравоохранения автономного округа, имеющих большую штатную численность и возможности оказания медицинских услуг.
Присоединение к государственному бюджетному учреждению здравоохранения автономного округа (далее - ГБУЗ) "Новоуренгойская центральная городская больница" с численностью 2422 штатные единицы двух учреждений: ГБУЗ "Новоуренгойская городская больница № 2" со штатной численностью 87 штатных единиц и ГБУЗ "Новоуренгойская молочная кухня" со штатной численностью 18 штатных единиц.
Часть непрофильных функций по бухгалтерскому, транспортному, хозяйственному обслуживанию (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещений) на договорной основе переданы сторонним организациям, которые обладают соответствующими техническими средствами для их выполнения.
С 2012 года ГБУЗ "Туберкулезная больница Ямало-Ненецкого автономного округа" и государственное казенное учреждение здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы Ямало-Ненецкого автономного округа" заключили соглашения с государственным казенным учреждением "Дирекция по финансированию и материально-техническому обеспечению учреждений в сфере здравоохранения" о передаче функции бухгалтерского обслуживания. Учреждения здравоохранения автономного округа (ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер", ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" (г. Новый Уренгой, г. Ноябрьск)) активно передают на аутсорсинг функции по приготовлению пищи и транспортному обслуживанию.
Проведены мероприятия по изменению структуры медицинских учреждений, а именно перепрофилирование отделений (коек), изменение их мощности (сокращение числа неэффективно используемых коек), создание новых мощностей в амбулаторном секторе для оказания помощи по стационарозамещающим технологиям или сокращение неэффективно используемых мощностей стационарной, амбулаторно-поликлинической служб. То есть сокращено количество высоко затратных коек круглосуточного стационара и увеличено количество ресурсосберегающих коек стационара дневного пребывания с учетом параметров и требований, установленных федеральными нормативами. Организация службы неотложной медицинской помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях (отделениях) позволяет перераспределить объемы дорогостоящей скорой медицинской помощи.


Наименование Период
показателя
2013 2014 2015 2016 2017 2018 всего
год год год год год год

1 2 3 4 5 6 7 8

Планируемое - 341 - 323 - 147 - 32 - 12 - 9 - 864
сокращение коек
круглосуточного
пребывания

Увеличение + 0,360 + 0,192 + 0,168 + 0,190 + 0,052 + 0,20 + 0,792
количества
посещений по
неотложной помощи
(на одного жителя
в год)


4. Внедрение стандартов оказания стационарной медицинской помощи в соответствии с порядками для каждого уровня больниц, развитие амбулаторно-поликлинической службы, в том числе и стационарозамещающих технологий, позволяют планировать сокращение коечного фонда круглосуточных стационаров. Реализация мероприятий программы модернизации здравоохранения автономного округа в части внедрения стандартов выявила резерв для дальнейшего сокращения и реструктуризации стационарных коек.
Работа койки в 2012 году составила 299 дней в году, что соответствует годовому простою 600 коек. Планируемое сокращение круглосуточных коек по годам составит: 2013 год - 341 койка, 2014 год - 323 койки, 2015 год - 147 коек, 2016 год - 32 койки, 2017 год - 12 коек, 2018 год - 9 коек.
Сокращение 864 коек до 2018 года приведет к наибольшей интенсивности работы оставшихся коек. Ожидаемое значение показателя работы койки в году будет увеличиваться по мере уменьшения коечного фонда. По годам занятость койки в году составит: 2013 год - 303,7 дня, 2014 год - 319,0 дней, 2015 год - 331,9 дней, 2016 год - 321,5 дней, 2017 год - 322,9 дней, 2018 год - 325,8 дней.
Наибольшее количество коек планируется сократить в учреждениях I уровня - 333 койки, продолжив политику развития общеврачебных практик на уровне участковых больниц, упразднив специализацию коек и врачебных специальностей, что позволит сконцентрировать внимание на общей патологии и диагностике ранних форм заболеваний.
Будет решен актуальный вопрос взаимозаменяемости медицинских работников. Оставшиеся круглосуточные койки будут предназначены для подготовки экстренных больных к следующему этапу лечения и транспортировке, временной изоляции инфекционных больных, кратковременной госпитализации больных с целью диагностики, динамического наблюдения и подготовки для транспортировки, лечения обострений хронических больных с известным диагнозом.
Оптимизация круглосуточных коек на уровне центральных районных больниц будет решаться посредством развертывания круглосуточных коек общетерапевтического, общехирургического, педиатрического, инфекционного, гинекологического профилей, коек родовспоможения, дневных стационаров и отделений реабилитации.
Запланировано сокращение коек II уровня учреждений здравоохранения на 263 койки. В учреждениях этого уровня будет оказываться специализированная помощь, получившая наибольшее развитие в данном учреждении, остальная часть специализированных коек будет освобождаться.
Сокращение круглосуточных коек III уровня учреждений здравоохранения планируется на 2015 - 2018 годы, их количество уменьшится на 268 коек.
При планировании сокращения круглосуточных коек учитывается увеличение объема помощи, оказываемой на койках дневных стационаров, а также перспектива ее дальнейшего роста. Учитываются и значительные объемы высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи, оказываемой населению автономного округа в федеральных клиниках и медицинских центрах других субъектов Российской Федерации.
5. Средняя длительность лечения больного в стационаре в 2012 году составляет 12 дней. Показатель складывается из показателя 6 - 8 дней лечения в стационарах участковых больниц, центральных районных больниц и 12 - 16 дней лечения в стационарах городских больниц. Поэтому лечение больных в сельских учреждениях здравоохранения в соответствии со стандартами, за исключением лечения амбулаторных больных, а также применение современных диагностических и лечебных методов в лечении больных в городских больницах приводит к усреднению показателя, который будет соответствовать 12 дням в 2013 - 2018 годах.
6. Согласно расчетам, произведенным в рамках программы кадрового развития региона, потребность в специалистах первичного звена к 2018 году возрастет на 25%. Усиление первичной медико-санитарной помощи за счет развития амбулаторно-поликлинической помощи, общеврачебных практик, передвижных отрядов, служб профилактики и реабилитации, дневных стационаров, служб лабораторной и инструментальной диагностики потребует увеличения врачей первичного звена. Доля врачей первичного звена от общего числа врачей по годам составит: 2013 год - 59,4; 2014 год - 60,3; 2015 год - 61,3; 2016 год - 62,2; 2017 год - 63,1; 2018 год - 64,0.
7. Прогноз увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении на 2018 год относительно 2012 года составил 2,7 года. Оптимистический прогноз связан с беспрецедентными мерами, направленными на сокращение предотвратимых потерь среди населения автономного округа, представленными в мероприятиях 15 окружных целевых медицинских программ, программе профилактики и реабилитации, кампании по обеспечению населения высокотехнологичной и специализированной медицинской помощью, лекарственными средствами.
8. Коэффициент смертности в автономном округе в 2012 году снизился на 1,9% и составил 5,3 случая смерти на 1000 населения (2011 год - 5,3). Коэффициент смертности населения в автономном округе ниже, чем в целом по России, в 2,5 раза.
Основной причиной смертности населения автономного округа, как и в целом по России, остаются болезни системы кровообращения, но в 3,4 раза ниже, чем в Российской Федерации. В 2012 году удельный вес умерших от болезней системы кровообращения в автономном округе составил 40,5% (по Российской Федерации - 54,9%), что на 1,4% выше показателя 2011 года (39,1%). Второе место в структуре причин смертности населения (в отличие от Российской Федерации, где находится смертность от новообразований) занимают несчастные случаи, отравления и травмы с удельным весом 22,3% (по Российской Федерации - 9,4%) и показателем 118,8 на 100000 населения. Более 30% травм приходятся на автодорожные происшествия, убийства и самоубийства. На третьем месте - смертность от новообразований, удельный вес которой в структуре смертности составляет 16,9% (по Российской Федерации - 15,1%). Число случаев смерти от новообразований по сравнению с 2011 годом увеличилось на 11,6% и составило 90,2 на 100000 населения (в Российской Федерации - 201,2).
Основные мероприятия здравоохранения автономного округа направлены на сокращение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В 2012 году в автономном округе создан сосудистый центр, работает окружная долгосрочная целевая подпрограмма "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2015 годы", в амбулаторно-поликлиническом звене организована работа школ по нозологиям. Для сокращения смертности населения от новообразований в 2012 году создан окружной онкологический центр, работает окружная долгосрочная целевая программа "Организация профилактики и лечения онкологических заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2012 - 2016 годов". Для снижения смертности от травм и отравлений в автономном округе действует межведомственная комиссия. Создан окружной нейрохирургический центр, работает окружная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы", завершается процедура согласования Концепции развития психиатрической и наркологической медицинской помощи населению автономного округа.
9. Показатель материнской смертности для автономного округа - 12,5 случаев на 100000 родившихся живыми и рассчитан с учетом 1 случая в год.
Учитывая особенности субъекта (наличие населения, ведущего традиционный кочевой образ жизни, отсутствие связи на протяжении путей каслания (передвижения по тундре), низкая плотность населения на территории проживания аборигенов), ежегодно, кроме 2007 года, фиксируется 1 случай материнской смерти из числа коренных малочисленных народов.
Количество детей, родившихся живыми, в год в субъекте составляет до 9000 (2011 год - 8116, 2012 год - 8971 детей), таким образом, 1 случай (в 2012 году зарегистрировано 3 случая) за 2012 год составил бы 11,15 на 100000 живорожденных.
Меры, проводимые в автономном округе: оснащение современным оборудованием, обучение специалистов - акушеров-гинекологов, оптимизация работы санитарной авиации - позволяют снизить количество случаев до 1 (и до 0 в том числе).
Показатель существенно не будет изменяться, так как количество детей, рожденных живыми, будет изменять показатель при наличии одного случая материнской смертности на сотые доли показателя.
10. Младенческая смертность за 2011 год составила 10,4 промилле, за 2012 год - 9,5 промилле.
Показатель младенческой смертности в автономном округе имеет существенные отличия по своей величине и структуре среди муниципальных образований в автономном округе.
Положительная динамика данного показателя в городских территориях автономного округа резко отличается от неблагополучных показателей по сельской местности автономного округа в основном за счет населения, проживающего в тундре, в результате несвоевременного обращения за медицинской помощью жителей, кочующих в тундре с детьми.
Основной причиной младенческой смертности являются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, второе место занимают врожденные аномалии, третье место - внешние причины.
Среди причин высокой смертности детей первого года жизни коренного (тундрового) населения - отсутствие оперативной связи с лечебно-профилактическими учреждениями, отказ матери от лечения детей в стационарах, несоблюдение правил ухода и кормления детей раннего возраста, что связано с экстремальными условиями жизни в тундре.
Основные мероприятия по снижению младенческой смертности:
- своевременная госпитализация детей в стационары государственных бюджетных учреждений автономного округа;
- вывоз беременных и детей по неотложным показаниям авиационным транспортом;
- реэвакуация пациентов после лечения в учреждениях здравоохранения к месту постоянного проживания. В настоящее время готовится план совместных мероприятий с подведомственными департаментами на территории автономного округа;
- обеспечение участковых больниц вездеходным транспортом;
- обеспечение тундровиков средствами связи;
- укомплектование квалифицированными кадрами, повышение квалификации специалистов службы детства и родовспоможения;
- строительство учреждений детства и родовспоможения;
- укомплектование медицинских учреждений медицинским оборудованием в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
11. Смертность детей от 0 до 17 лет в 2013 году составит 11,5; в 2018 году - 8,5 случая на 10000 населения соответствующего возраста. Детская смертность имеет сложную структуру, которая определяется в основном причинами смерти и возрастом умерших детей. В статистике детской смертности принято выделять следующие группы показателей: показатели смертности детей на первом году жизни (младенческая смертность); показатели смертности детей в возрасте от 1 года до 17 лет включительно.
Показатель младенческой смертности всегда оставался объектом пристального внимания со стороны государства и общественных организаций. Показатель младенческой смертности во многом зависит от объема, качества, организации медицинской помощи, определяется разработкой и внедрением высокотехнологичных видов медицинской помощи. Состояние показателя младенческой смертности в основном обусловлено медицинскими причинами, связанными с выхаживанием недоношенных и глубоко недоношенных детей, а также гибелью детей от врожденных пороков и аномалий развития. В структуре причин смертности детей в возрасте от 1 до 5 лет превалируют несчастные случаи, отравления, утопления, гибель на пожаре, т.е. внешние немедицинские причины. Смертность в данной возрастной группе занимает второе место после показателя младенческой смертности. Среди медицинских причин в данной возрастной группе наиболее значимыми следует выделить врожденные пороки и хромосомные аномалии развития, онкологические, в том числе онкогематологические, заболевания.
Гибель детей в возрасте 6 - 9 лет в подавляющем большинстве определена дорожно-транспортными происшествиями, утоплениями, несчастными случаями. Среди медицинских причин заметную роль сохраняют наследственные заболевания и онкологическая патология.
Смертность детей от 10 до 17 лет в подавляющем большинстве обусловлена внешними, немедицинскими причинами, среди которых доминируют такие немедицинские причины, как дорожно-транспортные происшествия, утопления, гибель на пожаре и несчастные случаи, имеют место суициды. Среди медицинских причин лидерство сохраняет смертность от онкологических заболеваний и врожденных аномалий развития.
Таким образом, структура ведущих причин детской смертности изменяется с возрастом. На первом году жизни ведущее место занимают смертность от перинатальных осложнений, связанных с периодом вынашивания плода, и врожденных аномалий.
Совершенствование организации, повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и специализированной помощи детям, а также кадровое, технологическое и материально-техническое оснащение детских лечебно-профилактических учреждений будут способствовать укреплению здоровья детей.
12. Показатель "Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут" стабильно высокий, так как населенные пункты автономного округа малочисленны и компактны, в связи с чем связан минимальный радиус обслуживания бригадами станций и отделений скорой медицинской помощи прикрепленного населения.
Диспетчерские службы оснащены программными продуктами, что способствует сокращению времени на обработку приема вызова, своевременно обновляется санитарный автопарк, что не приводит к задержке вызовов из-за износа и ремонта транспорта.
Создание кабинетов неотложной медицинской помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях позволит снизить количество вызовов скорой медицинской помощи, тем самым оптимизировать время работы бригад и достичь в среднесрочной перспективе планового значения показателя - 98,9%.

II. План мероприятий


№ Наименование Срок Ответственный Ожидаемый результат
п/п мероприятия реализации исполнитель

1 2 3 4 5

Формирование эффективной структуры здравоохранения автономного округа

1. Анализ итогов 11 марта департамент анализ итогов
реализации 2013 здравоохранения модернизации
программы года автономного здравоохранения
модернизации округа автономного округа с
здравоохранения точки зрения соотношения
автономного вложенных инвестиций и
округа улучшения здоровья
населения автономного
округа.
Представление результатов
анализа итогов реализации
программ модернизации
здравоохранения
автономного округа в
Министерство
здравоохранения
Российской Федерации

2. Анализ 11 марта департамент определение направлений
соответствия 2013 здравоохранения необходимых изменений,
структуры года автономного направленных на
расходов по округа формирование
условиям и сбалансированной по видам
формам оказания и условиям оказания
медицинской медицинской помощи.
помощи в Представление в
автономном Министерство
округе целевой здравоохранения
структуре Российской Федерации
расходов на результатов
здравоохранение, анализа соответствия
определенной структуры расходов по
на 2018 год условиям и формам
распоряжением оказания медицинской
Правительства помощи в автономном
Российской округе целевой структуре
Федерации расходов на
от 28 декабря здравоохранение,
2012 года определенной на 2018 год
№ 2599-р распоряжением
Правительства Российской
Федерации от 28 декабря
2012 года № 2599-р

3. Анализ 11 марта департамент определение дефицита
соответствия 2013 здравоохранения (избытка) работников
штатной года автономного в штате медицинских
численности округа организаций с точки
персонала зрения соответствия
медицинских порядкам оказания
организаций медицинской помощи.
автономного Представление в
округа порядкам Министерство
оказания здравоохранения
медицинской Российской Федерации
помощи результатов анализа
соответствия штатной
численности персонала
медицинской организации
автономного округа
порядкам оказания
медицинской помощи

4. Анализ 20 марта департамент определение дефицита
соответствия 2013 здравоохранения (избытка) материально-
материально- года автономного технического оснащения
технического округа медицинских организаций с
оснащения точки зрения соответствия
медицинских порядкам оказания
организаций медицинской помощи.
автономного Представление в
округа порядкам Министерство
оказания здравоохранения
медицинской Российской Федерации
помощи результатов анализа
соответствия материально-
технического оснащения
медицинских организаций
автономного округа
порядкам оказания
медицинской помощи

5. Анализ 20 марта департамент выявление
соответствия 2013 здравоохранения неудовлетворительной
нормативов года автономного потребности в обеспечении
обеспечения округа льготных категорий
льготных граждан лекарственными
категорий средствами и медицинскими
граждан изделиями.
лекарственными Представление в
препаратами и Министерство
медицинскими здравоохранения
изделиями Российской Федерации
стандартам результатов анализа
оказания соответствия нормативов
медицинской обеспечения льготных
помощи категорий граждан
лекарственными
препаратами и
медицинскими изделиями
стандартам оказания
медицинской помощи

6. Разработка 01 апреля департамент утверждение региональной
региональной 2013 года здравоохранения концепции развития
концепции автономного государственно-частного
развития округа партнерства в сфере
государственно- здравоохранения,
частного результатом реализации
партнерства в которой должно стать
сфере привлечение
здравоохранения негосударственных
организаций к оказанию
медицинской помощи
в соответствии с моделью
ресурсного обеспечения
системы здравоохранения
автономного округа

7. Формирование 01 апреля департамент формирование модели
модели 2013 года здравоохранения ресурсного обеспечения
ресурсного автономного системы здравоохранения
обеспечения округа автономного округа с
системы указанием всех источников
здравоохранения финансирования, в том
автономного числе внебюджетных,
округа структура финансирования
оказания медицинской
помощи, обеспечения
населения лекарственными
средствами и медицинскими
изделиями для льготных
категорий граждан с
указанием всех источников
финансирования, в том
числе внебюджетных
по видам и объемам
медицинской помощи.
Внедрение эффективных
способов оплаты
медицинской помощи в
рамках территориальных
программ обязательного
медицинского страхования

8. Разработка 01 мая департамент утверждение программы
программы 2013 года здравоохранения развития здравоохранения
развития автономного автономного округа до
здравоохранения округа 2020 года, направленной
автономного на повышение структурной
округа с учетом эффективности,
государственной учитывающей региональную
программы структуру заболеваемости
Российской и смертности населения, а
Федерации также состояние
"Развитие инфраструктуры учреждений
здравоохранения" здравоохранения
автономного округа.
Указанные мероприятия
направлены на оптимизацию
структуры оказания
медицинской помощи и
способствуют привлечению
средств на повышение
заработной платы
медицинских работников.
Программа развития
здравоохранения
автономного округа должна
быть составлена с учетом
раздела IV "Основные
направления структурных
преобразований в сфере
здравоохранения
автономного округа"
методических рекомендаций
по разработке
исполнительными органами
государственной власти
автономного округа
программ развития
здравоохранения
автономного округа до
2020 года

Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи
в медицинских организациях автономного округа

9. Разработка и 01 мая департамент построение системы оценки
утверждение на 2013 года здравоохранения деятельности медицинских
основе автономного организаций, их
методических округа руководителей и
рекомендаций работников, основанной на
Министерства единых принципах
здравоохранения
Российской
Федерации
показателей
эффективности
деятельности
государственных
медицинских
организаций
автономного
округа, их
руководителей и
работников

10. Профессиональная ежегодно департамент создание условий для
подготовка, здравоохранения соответствия квалификации
переподготовка и автономного медицинских работников
повышение округа профессиональным
квалификации стандартам
медицинских
работников

11. Заключение 02 декабря департамент создание условий для
трудовых 2013 года здравоохранения повышения эффективности
договоров автономного работы административно-
(дополнительных) округа управленческого персонала
соглашений с
руководителями
государственных
медицинских
организаций на
основе типовой
формы,
утверждаемой
Правительством
Российской
Федерации в
соответствии со
статьей 275
Трудового
кодекса
Российской
Федерации

12. Обучение 02 декабря департамент создание условий для
руководителей 2013 года здравоохранения перевода медицинских
(ответственных автономного работников на эффективный
работников) по округа контракт
переводу на
эффективный
контракт
работников
медицинских
организаций

13. Обеспечение ежегодно департамент создание условий для
перевода здравоохранения перевода медицинских
работников автономного работников на эффективный
государственных округа контракт
медицинских
организаций на
эффективный
контракт

14. Обеспечение ежегодно департамент создание условий для
дифференциации здравоохранения повышения эффективности
оплаты труда автономного работы административно-
основного и округа управленческого персонала
прочего
персонала
медицинских
организаций,
оптимизация
расходов на
административно-
управленческий
персонал с
учетом
предельной
доли расходов на
оплату их труда
в фонде оплаты
труда учреждения
- не более 40
процентов

Реализация государственной программы Российской Федерации
"Развитие здравоохранения" в автономном округе

15. Мероприятия по 2013 - департамент реализация структурных
проведению 2015 годы здравоохранения преобразований системы
организационных автономного оказания медицинской
изменений в округа помощи в части
структуре организационных изменений
медицинских в структуре медицинских
организаций организаций автономного
автономного округа, направленная на
округа в повышение эффективности
соответствии с системы здравоохранения в
утвержденной соответствии с
программой утвержденной программой
развития развития здравоохранения
здравоохранения автономного округа до
автономного 2020 года
округа до 2020
года

16. Координация ежегодно департамент достижение целевых
работы органов здравоохранения показателей и индикаторов
местного автономного развития здравоохранения
самоуправления и округа автономного округа
руководителей
государственных
медицинских
организаций по
достижению
целевых
показателей и
индикаторов
развития
здравоохранения

17. Мониторинг ежегодно департамент выполнение плана
мероприятий, здравоохранения мероприятий ("дорожной
направленных на автономного карты") "Изменения в
повышение округа отраслях социальной
эффективности и сферы, направленные на
качества услуг в повышение эффективности
сфере здравоохранения Ямало-
здравоохранения Ненецкого автономного
округа"

18. Формирование ежегодно департамент повышение
независимой здравоохранения информированности
оценки качества автономного потребителей о качестве
работы округа медицинских услуг и
медицинских стимулирование повышения
организаций, качества работы
включая критерии медицинских организаций
эффективности
работы таких
организаций и
введение
публичных
рейтингов их
деятельности

19. Аккредитация с 2016 департамент подтверждение
медицинских года здравоохранения соответствия квалификации
работников автономного и качества работы
округа медицинских работников
профессиональным
стандартам



------------------------------------------------------------------