Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.08.2013 по делу N А81-1130/2013 <О признании недействующим пункта 11.2 приложения N 1 к решению Городской Думы МО город Ноябрьск от 01.11.2008 N 410-Д "О ставках земельного налога на территории муниципального образования город Ноябрьск">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. по делу № А81-1130/2013

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 августа 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 08 августа 2013 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Кустова А.В., судей Корнелюк Е.С., Чорноба В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой О.А., рассмотрев дело по заявлению Уральского транспортного прокурора о признании недействующим пункта 11.2 Приложения № 1 к решению Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 01.11.2008 № 410-Д "О ставках земельного налога на территории муниципального образования город Ноябрьск" в части, устанавливающей ставку земельного налога 1,5 за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов,
при участии в судебном заседании:
от прокурора - Романова Т.В. по доверенности от 17.07.2013 № 8-14-2013
от Городской Думы - представитель не явился,

установил:

Уральский транспортный прокурор (далее по тексту - Прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Городской Думе муниципального образования город Ноябрьск (далее по тексту - Городская Дума, заинтересованное лицо) о признании недействующим пункта 11.2 Приложения № 1 к решению Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 01.11.2008 № 410-Д "О ставках земельного налога на территории муниципального образования город Ноябрьск" в части, устанавливающей ставку земельного налога 1,5 за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов (далее Решение № 410-Д).
В обоснование своих требований Прокурор указал, что оспариваемый нормативный правовой акт Городской Думы не соответствует требованиям пункта 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 29.04.2006 № 264, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, подлежат передаче Российской Федерацией в аренду ОАО "РЖД", в связи с чем налогообложение указанных земельных участков противоречит указанным нормативным актам.
Кроме того, оспариваемый пункт Решения № 410-Д принят Городской Думой с превышением предоставленных федеральным законодательством полномочий, выразившееся в установлении земельного налога на земельные участки, являющиеся федеральной собственностью, в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое положение нормативного правового акта соответствующим законодательству.
Также в отзыве заявлены ходатайства об истребовании у прокурора договора аренды на спорный земельный участок и о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по ЯНАО, и запросить у указанных лиц письменные пояснения.
Судом указанные ходатайства отклоняются, так как наличие (отсутствие) договора аренды, уплаты (отсутствия уплаты) налога в данном деле не имеют правового значения, так как в рамках дела об оспаривании нормативного акта арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 4 ст. 194 АПК РФ).
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства, доводы, изложенные в заявлении, отзыве, арбитражный суд установил следующее.
Пунктом 11.2 Приложения № 1 к решению Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 01.11.2008 № 410-Д "О ставках земельного налога на территории муниципального образования город Ноябрьск" устанавливается ставка земельного налога 1,5 за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов.
Прокурор считает, что оспариваемый нормативный правовой акт Городской Думы не соответствует требованиям пункта 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 29.04.2006 № 264, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, подлежат передаче Российской Федерацией в аренду ОАО "РЖД", в связи с чем налогообложение указанных земельных участков противоречит указанным нормативным актам.
Кроме того, оспариваемый пункт Решения № 410-Д принят Городской Думой с превышением предоставленных федеральным законодательством полномочий, выразившееся в установлении земельного налога на земельные участки, являющиеся в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ федеральной собственностью.
Суд соглашается с доводами прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" издаются подзаконные нормативные акты, к которым относятся нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Таким образом, оспариваемое в части решение Городской Думы является нормативным правовым актом.
Согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
Согласно п. 1 ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к числу местных налогов. Он устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 4 ст. 12, п. 1 ст. 387 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в частности федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью. В силу пункта "и" статьи 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения.
В силу п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Пунктом 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
В силу абз. 3 и 4 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27 02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 27.02.2003 № 29-ФЗ, а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД".
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 04.12.2006 № 396 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" по субъектам Российской Федерации.
В силу частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения. Муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления ставок земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, принят органом местного самоуправления с превышением предоставленной федеральным законодательством компетенции.
Доводы заявителя о недоказанности прокурором, что земельные участки, на которых размещены железнодорожные вокзалы, переданы в аренду ОАО "РЖД", подлежат отклонению по следующим основаниям.
Спорные земельные участки имеют статус федеральной собственности и подлежат передаче только в аренду, в связи с чем установление каких-либо налоговых ставок на данную категорию земель противоречит указанным выше нормативным законодательным актам.
Таким образом, оспариваемое положение Решения Думы не соответствует пункту 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, части 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в соответствии с которой земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью, и нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Заявление Уральского транспортного прокурора удовлетворить.
Решение Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 01.11.2008 № 410-Д "О ставках земельного налога на территории муниципального образования город Ноябрьск" в части пункта 11.2 Приложения № 1, устанавливающей ставку земельного налога 1,5 за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, признать не соответствующим пункту 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ, части 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу.

Председательствующий
А.В.КУСТОВ

Судьи
Е.С.КОРНЕЛЮК
В.В.ЧОРНОБА


------------------------------------------------------------------